Культура
 01 ноября 2014, 15:00   2663

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Звездная карта»
Режиссер: Дэвид Кроненберг

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеОсновная проблема маститых и состоявшихся режиссеров, писателей и музыкантов – то, что они со временем начинают пародировать сами себя. То есть сами они сие не осознают, а те, кто их окружает, никак не могут набраться смелости, чтобы на это указать. Вот и продолжают Ридли Скотт, Квентин Тарантино, Вуди Аллен и многие другие делать то, чего им делать не стоит: снимать похожие один на другой фильмы, дорогие, эффектные, но бесполезные. Дэвид Кроненберг, к счастью, не из рядов этой сомнительной и поднадоевшей когорты. Несмотря на не очень удачные эксперименты в «Пороке на экспорт» и «Космополисе», Кроненберг все же сохранил нюх и, главное, стиль. Еще более важно, ему есть что сказать, и пусть звучит он не так убедительно, как во времена «Экзистенции», «Паука» и «Автокатастрофы», но услышать и понять его можно.

Кроненберг как будто бы начинает все заново. Возможно, если бы «Звездную карту» снял какой-нибудь начинающий режиссер, его назвали бы «подающим надежды», сравнили бы с Кроненбергом и выдали кредит доверия еще на пару фильмов. «Звездная карта» в исполнении Кроненберга «отягощена» его предыдущим творческим опытом, но все-таки довольно свежа и будто бы представляет собой картину некоего нового цикла или даже эпохи.

Сюжет фильма разворачивается в двух голливудских особняках. В первом живет увядающая актриса, которая мечтает сыграть свою собственную мать, также известную кинодиву. Во втором – семья в составе суперуспешного психотерапевта, его супруги и сына, юного мультимиллионера, «поднявшегося» на популярном ситкоме. В городе появляется «утраченная» дочь из второго особняка – в свое время она чуть было не сожгла своих родных заживо, за что была удостоена внимания психиатров и нескольких лет в лечебнице. Девушка нанимается на работу к той самой увядающей актрисе, объятой неврозами всех степеней и разновидностей, но уже понятно, что она не сможет остаться в стороне от своих близких, которые ненавидят ее лютой ненавистью.

Простенький, на первый взгляд, сюжет на деле оборачивается увесистым многотомником. Есть ощущение, что речь идет об истории коллективной болезни, этакого психологического недуга, передаваемого то ли по наследству, то ли из кадра в кадр. Повествование насыщено материями, которые у Кроненберга вполне органично сочетаются между собой: инцест, пиромания, измена, сцены натуралистичного насилия и удушения. Никакого эпатажа – только форма самовыражения, как для кого-то формой самовыражения являются кадры с парящими над крышами голубями или простыни, которые сушатся на упругом ветру.

Если готовы узнать, насколько, как говорится, глубока кроличья нора, то приготовьтесь не смотреть, а бороться с этим фильмом. Обещаю, что он даст вам себя одолеть.

Вердикт «bc»: смотреть


Продукт: «Карта Талсы»
Автор: Бенджамин Литэл

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные«Карту Талсы» принято комплиментарно сравнивать с повестью «Над пропастью во ржи», но, возможно, кто-то найдет в ней больше от Ремарка, нежели от Сэлинджера, хотя правы будут и те и другие. Роман начинается легко, даже ветрено, почти подростковое невесомое чтиво, которое проглотил и выбросил, если вообще дочитал. Отдадим должное, на этом этапе текст довольно таки притягательный, что обеспечивает ему некоторое расположение читателя. Речь в нем идет о паре молодых людей, юноше и девушке, которые находят друг друга на летних каникулах, влюбляются, изучают сами себя и маленький нефтяной городок, раскинувшийся вокруг их мимолетного счастья. Да, это вполне в духе Сэлинджера – попытка ухватить излет пламенеющей радости и единосердечия, исследование только что вылупившейся чувственности и страсти.

Зато потом роман преображается в нечто более увесистое и трагическое – когда юноша узнает, что его девушка (уже бывшая) стала жертвой автокатастрофы и теперь не может двигаться. В тексте словно раскрываются новые полости, которые еще предстоит заполнить смыслом и болью. Повествование как бы машинально продолжает виться в том же насмешливо-беспечном ключе, но уже чувствуется, что не сберечь этой нежной сердцевины – она будет размазана в лепешку под прессингом настоящего. И это уже беспощадный Ремарк, не проявляющий жалости даже к эпизодическим персонажам.

Бенджамин Литэл закладывает в текст то, без чего не обойдется ни один рассказ о взрослении, – искренность. Она здесь разит наповал и даже внушает ощущение, что роман автобиографический, но это и неважно: какая разница, с кем происходят описанные события, главное – как они происходят и чем закончатся.

«События», в общем-то, – это слишком сильно сказано; «Карта Талсы» не содержит сюжета как такового, она скорее оперирует ощущениями и диалогами. Прежде всего внутренними. Герои задают себе очень много вопросов и под конец далеко не на все из них найдут ответы, но даже то, что они их задают, – это хорошо.

«Карта Талсы» – дебютный роман Литэла, и критики прочат ему крепкий успех в будущем. Но порой кажется, что автор этой книгой завершил все свои дела на литературном поприще – столь грохочуще, свежо и смело он высказался на тему молодости, юношеских надежд и разочарований. Теперь ему, пожалуй, лучше заняться чем-нибудь попроще, ну, допустим, преподаванием или полупрофессиональным гольфом.

На «Карте Талсы» сложно заплутать, там всего-навсего несколько домов и пара-тройка сквозных дорог, зато, оказавшись здесь, каждый почувствует себя как дома. Вдохнет типографский запах его строчек-улиц и отправится в ближайший бар – похандрить в компании таких же обморочных путников, которые планировали уйти далеко-далеко, а оказались здесь, в благословенной Талсе.

Рекомендации «bc»: читать вечерами и обязательно дома 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний