Газета
 27 октября 2014, 12:20   1874

Трамваи на буксире

Трамваи на буксире
Новое руководство «Пермгорэлектротранса» хочет повысить эффективность его работы. Но отказа или снижения бюджетных субсидий это все равно не предусматривает.

 Власть не допустит банкротства МУП «Пермгорэлектротранс». Меры по стабилизации экономики предприятия уже разработаны, но о его безубыточности речи не идет.

По оценкам руководства предприятия, для стабильной работы ПГЭТ необходимы дополнительные субсидии в размере порядка 200 млн рублей. Вероятнее всего, предприятию придется взять на себя новые банковские обязательства под гарантию муниципалитета. Для решения вопросов, связанных с финансированием муниципального перевозчика, создана специальная рабочая группа, в которую вошли заместители главы администрации Анатолий Дашкевич, Виктор Агеев, Андрей Ярославцев, гендиректор предприятия Александр Филиппов и депутаты Пермской городской думы.

«Банкротства МУП «Горэлектротранс» не будет, – заверил начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов на сегодняшней встрече с журналистами. Это предприятие крайне важно для города, но в то же время оно всегда было планово-убыточным в силу своей специфики. То, в какой ситуации его экономика оказалась сегодня, – это вопрос эффективности управления», – отметил он.

С 2011 года ПГЭТ возглавлял Алексей Никулин. В августе 2014 года его место занял депутат Пермской городской думы Александр Филиппов. Аудиторская проверка, инициированная новым директором, показала, что предприятие находится в предбанкротном состоянии. Просроченная кредиторская задолженность МУП «Пермгорэлектротранс» по состоянию на 1 октября текущего года составляет 216 млн рублей, в том числе по налогам на доходы физических лиц с учетом пени штрафов 123,6 млн рублей. Стоит отметить, что НДФЛ предприятие не выплачивало в течение всего прошлого года. Заработная плата при этом выплачивалась в полном объеме. Общая задолженность перед фондом соцстрахования – 49 млн рублей, долги за арендную плату – 9,4 млн рублей, а также за поставленные материалы и услуги – 34 млн рублей.

В сентябре ПГЭТ были предъявлены налоговые требования об уплате НДФЛ и страховых взносов за второй квартал 2014 года и НДФЛ за 2013 год на общую сумму 116 млн рублей. «На сегодняшний день достигнуты договоренности о том, что сроки предоставления кассовых поручений будут скорректированы без ограничения хозяйственной деятельности предприятия, но с учетом полного погашения долга в части страховых взносов. В то же время приоритетными сейчас являются выплаты по заработной плате и погашение задолженности по обязательным платежам перед поставщиками и подрядчиками. В целом для стабилизации финансового состояния предприятия с учетом текущих доходов необходимо привлечение дополнительного финансирования в размере более 200 млн рублей», – констатировал генеральный директор МУП «Горэлектротранс» Александр Филиппов.

Говоря о мерах, предпринимаемых администрацией Перми для спасения муниципального перевозчика от банкротства, Илья Денисов отметил: по всей видимости, для покрытия кассового разрыва предприятию придется принимать на себя новые обязательства через банки. «Поскольку ПГЭТ – муниципальное предприятие, то по закону необходимы муниципальные гарантии. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет вынесен на рассмотрение депутатов Пермской городской думы», – рассказал он.

В целях повышения эффективности работы руководство ПГЭТ совместно с администрацией разработали ряд мероприятий по финансовому оздоровлению муниципального перевозчика. Планируемый общий годовой экономический эффект от реализации предложенного комплекса мер может составить порядка 159 миллионов рублей.

Одним из ключевых этапов программы станет увеличение доходов и оптимизация расходов предприятия. Дополнительные средства ПГЭТ планирует получать от сдачи в аренду находящихся на балансе предприятия автобаз, а также увеличения объемов предоставляемых рекламных услуг. Стоит отметить, что в предыдущие годы имущество, переданное ПГЭТ для получения дополнительных доходов, значилось в финансовой отчетности как убыточное. Кроме того, будет пересматриваться политика работы с подрядчиками. Александр Филиппов отметил, что в результате передачи прошлым руководством работ по содержанию трамвайных путей на аутсорсинг выросли расходы предприятия и одновременно с этим увеличилось количество сходов трамваев с путей.

Благоприятно скажется на финансовых показателях ПГЭТ и оптимизация маршрутной сети, предполагающая отказ от убыточного маршрута троллейбуса №3 и объединение трамвайных маршрутов №2 и №11. Разработанный проект новой маршрутной сети, по словам Ильи Денисова, может быть принят в ближайшее время. Говоря об этом, чиновник сформулировал универсальный ответ на все частные вопросы жителей города, которые возникают в связи с закрытием того или иного маршрута. «Нельзя рассматривать отдельный маршрут в отрыве от всей системы. Если где-то закрывается автобусный маршрут, значит, предусмотрена возможность воспользоваться электротранспортом или есть дублирующий маршрут», – заявил он. Г-н Денисов также рассказал, что по пути передачи приоритета электротранспорту идут все города мира, и для Перми такой поворот неизбежен. В то же время он отметил, что главная задача, стоящая перед властями сегодня, – обеспечить надежность уже существующей сети электротранспорта. В будущем можно будет заняться ее реформированием, если появятся дополнительные средства.

Помимо субъективных причин, связанных с неэффективным управлением предприятием, Александр Филиппов назвал и объективные причины неудовлетворительного финансового состояния ПГЭТ. Основная из них – величина транспортного тарифа. Как известно, стоимость поездки в общественном транспорте в Перми не повышались с 2012 года и находятся ниже рыночной. «В утвержденном тарифе не заложен ряд обязательных затрат, таких как затраты перевозчика на ОСАГО, на обязательное повышение заработной платы и другие. Кроме того, с учетом утвержденного тарифа годовой объем субсидий, предоставляемых ПГЭТ, должен был составить 524,5 млн рублей. В том числе 120 млн рублей – на реализацию проекта «Пермский трамвай». Однако в бюджете города в 2013 и 2014 годах заложен меньший объем ассигнований. Так, по итогам прошлого года предприятие недополучило 93,5 млн рублей на возмещение затрат. В этом году ожидается недофинансирование в размере 54,5 млн рублей.

Представители администрации, депутаты гордумы и перевозчики ранее неоднократно подчеркивали, что вопрос повышения тарифа тесно связан с внедрением системы учета пассажиропотока. Александр Филиппов также отметил, что тариф должен основываться на точных данных о количестве пассажиров. Он рассказал, что в ближайшие дни на одном из троллейбусных маршрутов в тестовом режиме начнет работать электронная система учета пассажиров. Впоследствии ПГЭТ планирует объявить конкурс на внедрение данной системы на постоянной основе.

Денис Гвоздев, директор ООО «Прокарт», начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми в 2011-2013 годах:
- Муниципальное унитарное предприятие – это точно такой же хозяйствующий субъект, как акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. В соответствии с законодательством любое предприятие по определению не может быть убыточным год за годом, потому что вслед за убыточностью наступают несостоятельность и банкротство. Любое предприятие создается, в первую очередь, для получения прибыли, поэтому сам термин «планово-убыточное предприятие», на мой взгляд, непонятен. Если предприятие убыточное, оно должно стать учреждением. Что касается оптимизации транспортной работы ПГЭТ и отказа от убыточных маршрутов, то это должно повлечь за собой снижение расходов, как минимум – эксплуатационных.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний