Культура
 18 октября 2014, 15:00   1797

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «Два дня, одна ночь»
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн


Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеДевушка Сандра, нервная и впечатлительная натура, оказывается в сложной жизненной ситуации: путем хитрых управленческих манипуляций работники заводского цеха, где трудится и Сандра, начальством поставлены перед выбором: Сандра или премия. Если девушку уволят, то каждый из них получит по тысяче евро; если она сохранит свое место, то премии не будет. Разумеется, изначально чаша весов склоняется не в пользу героини, но у нее есть еще время – два дня и одна ночь, чтобы убедить около десятка человек, что она нужнее им, чем тысяча евро. Немногие готовы изменить свое суждение на этот счет и отказаться от денег, но девушка не оставляет своих попыток. Она вынуждена сопротивляться не только грозящей безработице, но и собственной неуравновешенной натуре: Сандра постоянно находится в депрессии, отсюда проблемы на работе и в семье, иногда кажется, что все против нее и спасения нет нигде и ни в чем.

Уже, наверное, все поняли, что фильм сложно назвать остросюжетным: это классический пример европейского кино, которое рассказывает людям о людях. На протяжении всей ленты Сандра ходит от одного дома к другому, ведет одинаковые беседы, частенько срывается в глухой депресняк, глотает таблетки, а ее не самый инициативный муж постоянно бубнит над ухом на тему того, что нельзя сдаваться, мол, давай еще попробуем, и у нас обязательно получится. Мужу, пожалуй, стоило самому найти дополнительный заработок, вообще неудивительно, что в таком окружении Сандра предается депрессии, странно, что она вообще не спятила, но это в скобках.

Братья Дарденн – это флагманы кино под маркой «евро», поэтому несложно предугадать исход и мораль их новой картины. В финале, безусловно, добро восторжествует, только совсем не так, как того хочется героине и зрителям. Мораль у подобного финала всегда одна – человек предполагает, а финансовый кризис располагает, ну или как-то так.

Образ Сандры, который достался талантливейшей Марион Котийар, создает определенный саспенс: такое чувство, что у героини два пути – вернуть себе работу или попасть в психушку. Было бы совсем неловко и скучно наблюдать за этой унизительной эпопеей, если бы Сандра не запускала определенные внутренние процессы в людях, к которым она приходит с просьбой о помиловании. И если одни виновато пожимают плечами и напоминают о невыплаченных кредитах, то другие бросаются на нее с кулаками и уходят от мужей, лишь бы доказать право быть правым, конкретно сейчас, конкретно для этой женщины.

Дарденны сделали пилюлю от страха для «гибнущей» Европы. Они не создали ни одного рабочего места и не запустили ни одного завода – но тем не менее спасли тех, кто посмотрел их фильм.

Вердикт «bc»: остросоциально

Продукт: «Девять граммов в сердце»
Автор: Булат Окуджава

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеБулат Окуджава прежде всего остался в нас стихами – неповторимыми, всеобъемлющими, звучными, и это, пожалуй, правильно, потому что в те времена стихи и песни были нам ближе, чем многостраничная проза. Она, если быть откровенными, больше писалась для тех, кто ее писал: в качестве акта самоутверждения или протеста, или подчинения, или, в конце концов, подвига. С прозой Окуджавы вышло схожее: он никогда не любил говорить о родственниках и корнях, по понятным многим причинам (репрессии в отношении членов его семьи). И лишь когда в 90-е задышалось легче, он «сказал»: написал несколько автобиографических вещей, которые и открыли публике прошлое «бумажного солдата». Непонятно, как он сам не сгорел, не порвался на сгибе, не выцвел…

В сборник «Девять граммов в сердце» входит множество автобиографических повестей и рассказов и, конечно, его самое главное произведение «о себе» – роман «Упраздненный театр», удостоенный в 1994 году «Русского Букера» и повествующий о детстве Булата, его родителях, родителях его родителей и так далее. Автор несколько раз по ходу текста признается, что на момент его написания ему трудно восстановить события тех лет в более или менее достоверном ключе – очевидно, поэтому он восстанавливает их в эмоциональном и чувственном плане, ориентируется скорее на свое воображение, чем на семейную хронику.

«Упраздненный театр» – произведение, которое можно считать центральным не только в данном сборнике, но, пожалуй, и во всем беллетристическом опыте Булата Шалвовича. «Упраздненный театр» – это своего рода «Сто лет одиночества», где можно проследить историю рода знаменитого барда, поразиться, какие бурные и плотные воды смешались в его творчестве и жизни, и убедиться, с какой трогательной любовью он относится к своему детству – даже несмотря на то, что оно проходило в условиях исторических сумерек. В этих сумерках кишели сосредоточенные партийцы, надменные экспроприаторы, передергивали затворы члены расстрельных бригад, но маленькому Булату (Ванванчу) все виделось в теплом и уютном свете, и в каждом человеке он видел ангела. Кажется, что все свои невзгоды, печали и слезы он выплеснул уже давно, в своих кручинистых стихах.

Особо бросается в глаза живой и терпкий язык, которым изъясняется Окуджава: это действительно поэзия, втиснутая, а точнее, переведенная на язык прозы – такая же плавная, осанистая, волнистая и мягкая. Отказать сборнику в своем расположении практически невозможно, уж очень тонка ткань, из которой скроен роман, – такое чувство, что ты держишь в руках искреннюю мякоть чей-то жизни, что доверили тебе по какому-то большому и еще непонятному тебе секрету. Как тебе распорядиться этим угощением? Впитать, усвоить – и передать следующему. Только осторожно, хрупкое, очень хрупкое…

Рекомендации «bc»: читать 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний