Культура
 11 октября 2014, 15:00   3922

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «Исчезнувшая»
Режиссер: Дэвид Финчер

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеДэвид Финчер – величайший мистификатор нынешнего кинематографа, да и вообще, возможно, лучший высокобюджетный режиссер современности. Что делает Финчер в последнее время – он находит беспроигрышные истории в духе «Девушки с татуировкой дракона» и превращает их в еще более беспроигрышное кино. Пример с «Девушкой…», кстати, не самый удачный, потому что иногда Финчер выбирает далеко не бестселлеры, а какую-нибудь нешумную, но крепкую беллетристику в исполнении скромных авторов. Так вышло и с «Исчезнувшей» – за основу ленты взяли одноименный роман Гиллиан Флинн, этакий семейный триллер о таинственной пропаже приличной домохозяйки, который очень скоро превращается в сагу о безумии и неостановимой ненависти.

Гиллиан Флинн выступила в проекте Финчера сценаристом, и это был ее первый опыт работы в столь значимой должности, но, думается, присутствие Флинн в когорте креаторов «Исчезнувшей» было номинальным. Пожалуй, она отвечала лишь за то, чтобы точно была передана атмосфера и детали ленты. Все остальное взял на себя режиссер. Финчер, который неустанно обвиняет отрасль в том, что продюсеры «запускают» и спонсируют максимально тупое кино, действует в пику тенденциям и трендам – он снимает умно, многослойно и с одной-единственной целью – вытащить массового зрителя из трясины губительной индустрии к свету авторского искусства.

Главные герои «Исчезнувшей» – супружеская пара Эми и Ник Данн. В день годовщины их свадьбы Эми внезапно пропадает из дома, а неумелая инсценировка похищения наталкивает полицейских и публику на мысль, что во всем виноват ее муж. Постепенно всплывающие факты о его неверности и не всегда уравновешенном поведении укрепляют эту версию. Однако слишком уж прозрачны улики, слишком легко они оказываются в руках полицейских, чтобы не заподозрить: на поверхности они оказываются по чьей-то настойчивой и преступной воле.

«Исчезнувшая» на протяжении большей части повествования протекает в духе бесподобной трагедии, когда правы оба – и жертва, и преступник (не станем раскрывать, кто кем является). Однако ближе к исходу зло становится очевиднее, яснее, и это несколько притупляет восприятие главного конфликта, зато выводит на передний план социальную подоплеку: сколько насилия (физического или морального), безразличия и тяжелого недопонимания скрывается за внешне счастливыми семьями. В «Исчезнувшей» эта мысль доведена до предела – один вынуждает другого принять роль уютного семьянина, угрожая фиктивным разоблачением и еще большими муками.

Финчер снял кино не без недочетов, но с потрясающей мякотью правды, которая, если поднажать, дает обильный горький сок. Кто-то, пригубив, морщится, а кто-то разочарованно пожимает плечами: мол, тоже мне изобретатели велосипедов – плавали, знаем.

Рекомендации «bc»: вникнуть

 


Продукт: «14-й»
Автор: Жан Эшноз

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеПервую мировую в свое время называли Великой войной, она таковой и являлась – это касается как героизма отдельно взятых солдат, так и последствий, которые она оказала на геополитическое пространство Европы да и всего мира. Пожалуй, нелишним будет напомнить, что если бы не Первая мировая, то не было бы и Второй. В любом случае – мы с вами застали время, когда это событие отметило 100-летний юбилей. Собственно, перевод книги Жана Эшноза приурочен именно к этой круглой дате, и в аннотации значится, что данная работа – это возможность прикоснуться к теме, которая по тем или иным причинам не слишком хорошо развита в отечественной литературе. Что это за причины и как это «не развита» – об этом известно только тому, кто составлял эту нелепую аннотацию.

Такое чувство, что, открыв книгу, читатель прорвется к кладези сверхзасекреченной информации, узнает о том, о чем до Эшноза никто не знал и даже не подозревал: ну, предположим, о загробном участии «железного канцлера» Бисмарка в военных действиях или о том, что первопричиной войны стала отнюдь не роковая стрельба в исполнении Гаврилы Принципа, а амурные неурядицы королевских особ. Между тем Эшноз не рассказывает ничего особенно выдающегося: просто война, просто смерти, просто жизнь после чужих смертей. На первых порах даже несколько удивляешься лаконичности, с которой автор описывает события, но ожидать от писателя-минималиста детальных описаний пейзажей или чувств главных героев однозначно не стоит. Если вспомнить, что труд Эшноза составлен на основе дневниковых записей участников Первой мировой, то все встает на свои места.

Эшноз написал, на первый взгляд, пустяк: взял чьи-то «мемуары» и превратил их в суховатый беллетристический текст. Но на самом деле он добился большего. Из набора богатых и насыщенных историй (несколько друзей, которые уходят на фронт, и подруга одного из них, которая остается в тылу), из исторических фактов, из всклокоченной взрывами земли, из разорванных выстрелами шинелей Эшноз сделал коротенький пересказ. Зачем? Для того чтобы об остальном догадался читатель, потому что он, читатель, и без того догадывается, но ему нужно рассказать ключевое: множество жизней ныне скрыты за датами рождения и смерти, пришедшейся на магнетические 1914-1918, или того хуже – сухими цифрами боевых потерь. То же и здесь: человек любил, стремился, мечтал, а потом – выживал, отбивался, отчаивался и восставал из пепла, а о нем написали – пустяк! – какие-то 124 страницы и назвали все это «14-й». Поэтому и нельзя забывать о деталях, потому что в них – …просто война, просто смерти, просто жизнь после чужих смертей. На этом – молчание.

Вердикт «bc»: читать 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний