Газета
 06 октября 2014, 13:20   1056

Всему свое бремя

Всему свое бремя
Федеральное правительство разрабатывает меры по увеличению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Решение отдается на откуп регионами. Депутаты в Перми скептически относятся к такой возможности пополнить краевой бюджет.

 В середине сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на инвестиционном форуме в Сочи, заявил, что регионы получат возможность в будущем вводить собственные налоговые сборы для пополнения своих бюджетов. Таким образом, была поставлена точка в дискуссии о возможном введении федеральным правительством налога с продаж.

Вскоре Минфин РФ анонсировал законопроект, который предполагает введение практики снижения критериев применения упрощенной системы налогообложения в 10 раз. Такое право регионы могут получить с 1 января 2015 года.

В настоящий момент упрощенную систему налогообложения могут использовать компании со штатной численностью до 100 сотрудников, выручкой до 60 млн рублей и остаточной стоимостью имущества до 100 млн рублей. Минфин предлагает уменьшить эти критерии в 10 раз: «до 10 человек и 6 млн рублей» – приводит данные газета «Ведомости» слова министра финансов Антона Силуанова. Таким образом, количество компаний, которые могут претендовать на УСН, снизится, а у региональных бюджетов возрастет налогооблагаемая база.


Елена Зырянова, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края:

– По этому вопросу могут быть очень разные точки зрения. В экономической науке есть каноны, от которых мне очень сложно абстрагироваться, несмотря на то, что я занимаю пост депутата. Например, по одному из канонов, когда ухудшается экономическая ситуация, пострадавшим является не бюджет, а хозяйствующие субъекты. В связи с этим нужно, наоборот, снижать налоги, для того чтобы пережить тяжелые времена и не потерять бизнес как источник налогообложения. В противовес - занимающимся государственным управлением кажется, что в нашей ситуации самое простое решение – поднять уровень налогов, сборов и других поступлений. Но нужно смотреть на эту картину не в рамках одного года или даже трех лет. Нужно анализировать динамику развития бизнеса на территории. Вы же знаете, что на протяжении последних лет количество индивидуальных предпринимателей и частных компаний в регионе сокращается. Очень тревожный тренд. Именно эти субъекты бизнеса подпитывают бюджет наряду с крупными налогоплательщиками. Чем больше будет представителей малого и среднего бизнеса в структуре экономики, тем устойчивее станет база для формирования доходной части бюджета. Если наполнение казны Пермского края будет зависеть от трех-четырех крупных налогоплательщиков, у которых постоянно меняется конъюнктура цен на рынке, насколько стабильной получится структура регионального бюджета?

Властям региона нужно переживать кризис вместе с бизнесом. Бюджет должен идти в ногу с теми тенденциями, которые мы наблюдаем на рынке. Сейчас, действительно, финансово-экономический кризис всех заставляет затягивать пояса и каким-то образом переживать тяжелые времена. Нельзя давать одни условия государственным субъектам экономики, а другие – прочим. Таким образом мы подрубим сук, на котором сидим. Я не верю, что, введя такие сборы, мы решим задачу восполнения дефицита бюджета, но мы точно поставим жирный крест на важных источниках дохода. Подтопить дополнительными налогами и так обремененный кризисом бизнес – значит совершенно не понимать стратегических последствий этого решения. Моя личная позиция – нужно поддержать бизнес. Хотя бы не увеличивая налоговую нагрузку. У нас не такая плохая ситуация с бюджетом, чтобы принимать такие неоднозначные решения.

Елена Гилязова, председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Пермского края:

– Неправильно предполагать, что, увеличив налоговое бремя для бизнеса, мы тем самым наполним бюджет. Я считаю, что это приведет к обратной ситуации. Сейчас пытаются отменить льготу на прибыль, рассуждая, что вследствии этого бюджет получит прибыль порядка 2,5 миллиарда рублей. Эти данные берутся путем простых арифметических вычислений. Но это не отражает действительности, и таких средств мы не получим по одной простой причине – обременение бизнеса не приводит к автоматическому увеличению налоговых сборов. Всегда в этой ситуации есть два варианта исхода развития событий: либо будет увеличиваться размер теневого бизнеса (предприниматели станут чаще и больше нарушать закон, чтобы не обанкротиться), либо расширится поток капитала, выводящегося из России в те страны, где налоговое законодательство доброжелательнее к бизнесу.

Илья Баршевский, президент Западно-Уральской ассоциации рестораторов и отельеров:

– Заведения общественного питания редко работают по упрощенной системе, чаще используется налог на вмененный доход. На УСН, в основном, переходят крупные рестораны. Однако, безусловно, такая инициатива означает повышение налоговой нагрузки, а сейчас в ресторанном бизнесе и так все не здорово: заведения общепита работают на уровне нуля.

Не надо пытаться с одной овцы состричь шерсти больше, чем у нее есть, надо больше овец. А для того их необходимо кормить. А если предприятия работают на уровне нуля или «в минус», то попытка собрать больше налогов приведет к их банкротству.

Аналогичная ситуация была с изменениями налогообложения индивидуальных предпринимателей, в результате – порядка 30% ИП закрылись. Все повышения, в том числе и налоговые, ведут к тому, что число предприятий уменьшается. Сейчас очень тяжелое время, поэтому, напротив, необходимо снижать налоги, чтобы дать выжить бизнесу. Ведь когда предприятие прекращает свою работу, возникает не только проблема сбора налогов, но и ряд других. В том числе – сотрудники предприятия остаются без работы, арендодатель, сдававший помещение под ресторан, остается без дохода, соответственно, его налоговые отчисления также уменьшаются и т.д. Получается такая цепочка.

 

Ильвар Балтыков, коммерческий директор ООО «БизнесЛогистик»:

– Несколько лет назад значения критериев для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, были значительно ниже (в частности, максимальное число сотрудников, работающих в компании, составляло 50 человек). После того как в рамках развития малого и среднего бизнеса эти показатели были увеличены, начался повальный переход предприятий на УСН. На сегодняшний день доля предприятий, работающих на «упрощенке», точно превышает 60%. Для небольших компаний такая система выгодна, поскольку они освобождены от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество организаций, а бухгалтерские расчеты значительно упрощены. Однако с массовым переходом на УСН государственная казна потеряла значительную часть поступлений. Возможно, такой законопроект – это попытка вернуться обратно и создать механизмы увеличения налоговых поступлений, а также установить более четкие правила игры для малых предприятий и контролировать и доходы, и расходы.

С другой стороны, ужесточение налогового бремени для малого и среднего бизнеса может грозить не столько банкротством ряда предприятий, сколько ростом цен на товары и услуги, производимые ими. Скорее всего, компании пойдут не по пути закрытия бизнеса, а начнут закладывать в себестоимость производимых продукции или услуг рост налогов.

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний