Газета
  1. Газета
 29 сентября 2014, 13:20  

Игра по прозрачным правилам

«Оборот российского ЖКХ в два раза больше ВВП Болгарии, российское коммунальное хозяйство потребляет треть объема всего европейского газового рынка, а площадь всех многоквартирных домов России больше площади некоторых европейских стран», – этими и другими сравнениями описывал российское коммунальное хозяйство зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин на форуме «ЖКХ – Новое качество. Муниципальная повестка» 25 сентября.

Форум собрал представителей власти, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, и каждая из сторон могла объяснить другим свою точку зрения на сложившиеся проблемы.

Представители власти – глава Перми Игорь Сапко и глава горадминистрации Дмитрий Самойлов говорили о перспективах развития ЖКХ в масштабах города и края, а также о готовящихся и уже реализованных законопроектах, но для любого законопроекта главное – то, кто будет воплощать его в жизнь.

Например, ООО «НОВОГОР-Прикамье» – одно из крупнейших пермских предприятий сферы ЖКХ, отвечающее за водоснабжение и водоотведение нашего города и обслуживающее более миллиона пермяков. Представитель предприятия, первый заместитель главного управляющего директора Сергей Касаткин представил власти точку зрения бизнеса.

«Темы перспектив очень важны, – заявил Сергей Касаткин. – Но я буду говорить о вещах, которые волнуют бизнес. Например, сейчас активно обсуждается муниципально-частное партнерство, но чтобы оно было надежным и обеспечивало бесперебойность услуг, то должно быть выгодным для всех участников».

По словам г-на Касаткина, перед муниципально-частным партнерством в сфере ЖКХ сегодня стоят две проблемы, разрешить которые можно только совместными усилиями.

Первая – особенности законодательства. В 2013 году между городом и «НОВОГОРом» вместо договора аренды было заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества. В процессе обслуживания инфраструктуры время от времени выявляются объекты, технологически связанные с сетями, но формально бесхозные. Очевидно, что у всех объектов централизованной системы должен быть один владелец, и в полном контроле над системой заинтересованы все.

«Сегодняшнее законодательство не позволяет этого сделать, – сетует Сергей Касаткин. – Мы не можем получить контроль над бесхозными объектами, потому что закон запрещает добавлять их в концессионное соглашение. Все понимают, что такие сети – это большая проблема, но закон не подразумевает путей для ее решения. Необходимо внести изменения в закон о концессионных соглашениях, и мы надеемся, что благодаря форуму мы добьемся положительных результатов».

Государство определило концессию как наиболее прогрессивную форму отношений власти и бизнеса, так как она гарантируют более прозрачные и понятные правила игры, но на практике не все получается.

При этом концессионные соглашения, отмечает Сергей Касаткин, в этом аспекте проигрывают договорам аренды, так как для них действующим законодательством предусмотрено право передачи без конкурса технологически связанного имущества.

Вторая проблема, о которой говорил г-н Касаткин, – экономическая. В 2011 году 51% российских водоканалов были убыточными, а в 2012-м – уже 84%. По его словам, сегодня коммунальщики говорят о двух разных тарифах. Первый – проектный, экономически обоснованный и учитывающий техническое состояние сетей, инфраструктуры – отражает реальные потребности компании. Второй – так называемый индексный, официально утвержденный и регулируемый социально-политическими аспектами, а не экономическими, – используется для расчетов с потребителями.

«Ни для кого не секрет, что реальные тарифы никогда не были экономически обоснованы, – комментирует г-н Касаткин. – Экономику не обманешь, и для модернизации сетей нужны средства. В разработке тарифов необходимо руководствоваться конкретными потребностями, а не субъективными представлениями. За основу тарифообразования надо брать не «индексные», а реально необходимые затраты с учетом требований регламентирующих документов».

Впрочем, Сергей Касаткин пояснил, что речь не идет о том, что расходы по модернизации сетей должно нести население. По его мнению, надо определить экономически обоснованный тариф, и уже исходя из этого, установить долю, которую должно платить население, и разработать прозрачный механизм компенсации.

Все новости компаний