Газета
 15 сентября 2014, 13:20   1044

Книга

Книга
Продукт: «Безбожный переулок» Автор: Марина Степнова

Опыт подсказывает, что когда колумнистка или сотрудница глянцевого журнала берется за полноценную прозу, то ничего хорошего из этого не выйдет. Выйдет подражание какому-нибудь Вишневскому, девичье, торопливое, со скомканной концовкой. Но вот мы встречаем исключение из этого правила: Марина Степнова, которая в свое время редактировала «XXL», уже давно плотно сидит в тугой обойме современных классиков, номинируется на «Большую книгу» и не пасует перед «величием» своих коллег. Читателю она в основном известна по «Женщинам Лазаря», но и ее последний роман, «Безбожный переулок» заслуживает места на вашей книжной полке, уж поверьте.

Речь в нем идет о судьбе доктора, не уездного, но такого же печального. Путь Ивана Огарева начинается от самого детства, нескладного, несчастного, отчаянного, перетекает через армейскую службу и устремляется к сытому настоящему, которое, впрочем, не менее зыбко, чем все, что случилось до него, и с каждой страницей грозит обрушиться в неизвестность. Порой так и случается: перевернешь текст – и будто Огарев рубанет скальпелем, все словно начинается сызнова, и главному герою уже нечего беречь, любить, некому подчиняться.

На том держится книга – на ощущении, что, несмотря на двести страниц в остатке, она вдруг закончится прямо сейчас, а после романа, например, последуют скучные авторские комментарии или вовсе примечания. Кажется, Огарева раздавить может что угодно: муторное советское детство, служба в ненадежной армии, институтское безденежье… Но вопреки всему и вся Огарев выбирается каждый раз и восстает из пепла. Ради чего? Разумеется, ради любви. С появлением этой совершенно неожиданной сюжетной линии все предыдущие линии в книге обретают смысл, замыкаются друг на друге и наконец-то образуют цельную картину.

Стилистически Степнова, пожалуй, больше всего напоминает Славникову с ее перетекающим из одного пейзажа в другой действием, магическим реализмом и прочими постмодернистскими замашками. Степнова от обладательницы «Русского Букера» отличается объемом и читабельностью: «Безбожный переулок» радует глаз, удовлетворяет интерес каждой своей страницей, не дразнит, ничего не обещает, а просто предстает в качестве хорошей литературы, положенной своему времени и месту.

Роман крайне нерадостный, но и недепрессивный. Кажется, что если добавить сюда грязи и самоистязания, то получится форменная Эльфрида Елинек, но пока это «Безбожный переулок» Степновой: печальная повесть о погибшей надежде и возродившейся любви. Хорошо, что одно не мешает другому – и минорный тон произведения успешно соседствует с его жизнеутверждающим содержанием. Противоположности сходятся не только в любви, но и в литературе.

Вердикт «bc»: читать

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний