Газета
 15 сентября 2014, 13:20   1210

Бросив взгляд на балерин

Бросив взгляд на балерин
Руководство оперного театра стремится заручиться поддержкой властей разных уровней. Депутатов думы попросили помочь в решении «вопроса выживания».

 11 сентября депутаты Пермской городской думы встретились с руководством Пермского театра оперы и балета, чтобы обсудить вопросы реконструкции театрального сквера. А обсудили судьбы пермской культуры.

Полтора десятка человек в строгих костюмах пробираются по узким темным коридорам театрального закулисья.

«Здесь, господа депутаты, пошивочный цех, – проводит экскурсию Галина Полушкина, исполнительный директор театра. – Он не должен располагаться рядом со зрительской частью, но нет другого выбора. А здесь разминаются балерины, – указывает на девушек в коридоре. – Тут хранится часть костюмов – по правилам пожарной безопасности это запрещено, но ничего не поделаешь, другого места не найти».

Депутаты с любопытством разглядывают костюмы, реквизит, тренирующихся танцоров и репетирующих музыкантов, протискиваясь мимо них в тесных коридорах и небольших комнатах театра.

«Здесь начинается сценическая репетиция, – указывает г-жа Полушкина на двигающихся по сцене актеров. В полумраке под потолком грозно раскачиваются манекены. – Сами видите, в каких условиях приходится готовить спектакли».

Господа депутаты проходят мимо расставленных тут и там возле сцены декораций и реквизита – это пространство, конечно, тоже должно быть свободно, но деваться некуда. Театр задействует все доступное место – а его не очень много. Экскурсия подходит к концу, и парламентарии выходят в фойе, где их ждет большой круглый стол с легкими закусками.

Встречу открывает Галина Полушкина, сидящая рядом с гендиректором театра Марком де Мони и главой города Игорем Сапко.

«Мы давно выросли из этого театра. Ему 140 лет, и он строился, когда в городе было сто тысяч жителей. С тех пор пермский балет стал мировым брендом, но, увы, дома он вынужден работать на сцене, которая даже не подходит для балета, – рассказывает о делах театра Галина Полушкина. – Новая сцена жизненно необходима. Для нас это вопрос выживания».

По проекту новое здание театра будет пристроено к существующему сзади, где сейчас расположен склад. Первый этап строительства нового театра – возведение энергетического центра – должен начаться уже этой осенью, и займет это около семи месяцев. Второй – строительство новой сцены и зрительного зала на 1100 мест – от двух (по заверениям выступающего заказчиком Управления капитального строительства Перми) до трех (по проекту) лет. На третьем этапе, который продлится около года, планируется реконструкция исторического здания театра. По словам Галины Полушкиной, средства на реставрацию будут выделены из федерального бюджета.

Однако встреча все же была посвящена реконструкции театрального сквера. Театр по своей инициативе подготовил эскиз-проект – один из возможных вариантов реконструкции.

«В проекте строительства новой сцены реставрация сквера не предусмотрена, – рассказывает наш экскурсовод. – Но этим проектом необходимо заниматься. Сквер находится в удручающем состоянии и буквально кричит: «Отреставрируйте меня!» При этом работы по реконструкции сквера могут проводиться параллельно со строительством новой сцены театра».

Галину Полушкину поддержал тихо подошедший и севший с краю художественный руководитель театра Теодор Курентзис.

«Учреждение культуры не может существовать в городе без эстетики и культуры. Эстетика и культура – это не просто слова, а конкретные дела, – говорит худрук, пока господа депутаты листают афишу и разглядывают потолок. – Еще пару лет назад перед театром была парковка: перед культурной святыней, перед одним из красивейших фасадов города – парковка. Город, который уважает себя, должен иметь визитную карточку, то, что не стыдно сфотографировать и отправить друзьям на Рождество. А что мы будем фотографировать – сквер, где мамы гуляют с детьми, где играет музыка, где люди читают книги и обсуждают Пушкина, или парковку, где можно только пить пиво, – зависит от нас. Машины перед театром уже никто не паркует. Пора сделать следующий шаг».

Глава города Игорь Сапко поддержал идею реконструкции сквера, но заявил, что существуют разные уровни полномочий и разные уровни финансовых возможностей, а бюджет четко диктует свои условия.

«Мы можем заложить средства на проектирование реконструкции в бюджет на 2015 год, – прокомментировал свою мысль г-н Сапко. – Но правильно было бы привязывать проект к новому, реконструированному театру. Кроме того, мы можем выделить средства, но было бы правильно, если бы в реализации проекта приняли участие меценаты и граждане Перми».

Г-н Сапко говорил о том, что государство должно поддерживать театр, что Дягилевский фестиваль может объединить всех пермяков, что культура – это главное, и, под конец, – что социально-экономическая обстановка сейчас очень сложная, а бюджет формировать непросто…

С коротким пояснением выступил генеральный директор театра Марк де Мони. Он рассказал о европейском опыте.

«Нам стоит брать пример с Бордо – он за 15 лет из серого грязного города превратился в цветущий культурный центр с потрясающим театром. А во время финансового кризиса французское правительство удвоило расходы на культуру, – говорил де Мони. – Или вот, Линц – небольшой австрийский город, в котором у оперного театра бюджет на постановки ни много ни мало 15 миллионов евро. А у нас было полтора – да еще и сократили в два раза. Получается, Пермь в 15 раз хуже Линца?»

Господа депутаты, внимательно выслушав доводы работников театра, согласились с ними, но тактично напомнили, что театральный сквер – место хоть и знаковое, но набережная и эспланада тоже значимы, и городу не стоит «влезать в третий проект, не закончив первые два».

Руководство театра все же не удержалось от «ухода от темы», и Марк де Мони рассказал о предстоящей поездке пермской балетной труппы в Лондон, где они, к сожалению, не сможет показать ни «Лебединое озеро», ни «Жизель» – костюмы и декорации было бы попросту стыдно показывать в Европе. Парламентарии также со вниманием выслушали де Мони.

В конце встречи Галина Полушкина вручила г-ну Сапко эскизный проект реконструкции сквера, предполагая, что документ сможет пригодиться главе города в работе. Также руководство театра подготовило для гостей небольшой концерт струнного квартета, но одновременно с появлением музыкантов больше половины депутатов удалились решать дела государственной важности.

«Конечно риски, связанные с финансированием, есть. Но нельзя ведь даже думать о том, что наши проекты могут не осуществиться, – поделилась впечатлениями от встречи Галина Полушкина. – Диалог с администрацией и с минкультом еще не закончен, и мы надеемся, что все разрешится в нашу пользу. Театр сможет себя отстоять».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний