Культура
 13 сентября 2014, 15:00   3980

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Ровер»
Режиссер: Дэвид Мишо

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные«Австралия. 10 лет после коллапса» – с этого начинается фильм «Ровер», очевидно, подталкивая зрителя к мысли, что действие происходит в постапокалиптическом пространстве и времени. Это подтверждают дальнейшие события и атмосфера, здесь царит безалаберное насилие, и если ты рассчитываешь на справедливое наказание тех, кто, например, расправился с близкими для тебя людьми, то придется уповать только на свои силы и огнестрельное оружие, купленное у торговца на обочине. Здесь изредка еще дают о себе знать правоохранительные органы и некие военизированные структуры, но их присутствие в сюжете не вносит порядка в окружающий мир, а лишь добавляет грохота стрельбы и общего количества смертей.

У героя Гая Пирса, бессловесного и безымянного бородача, посреди пустыни угоняют автомобиль, и он отправляется следом за похитителями в долгую и нудную погоню, плутая по пыльным дорогам и закоулкам, принюхиваясь к слабому следу, обходя ловушки. Его попутчиком оказывается брат одного их похитителей – банда бросила раненого мальчишку на съедение жаре и мародерам, но теперь он выжил и скорее находится на стороне потерпевшего, чем желает отвадить его от кровавой гонки.

Все разворачивается в пределах одного пути, как будто в Австралии только одна дорога и ведет она, конечно же, к смерти. У главного героя тысяча и одна причина свернуть с нее, но ему, как подсказывает слоган, нечего терять. Последнее, что он потерял, видимо, находится в угнанной легковушке, и единственное, чем он живет, – это вернуть отобранное. Заручившись поддержкой отчаяния, он прет напролом и, безусловно, достигнет цели. Средствами же выступят невинные жизни, свинец и скорость. Последнее, что важно, – как много он потеряет на этой безвыходной дороге, что неромантично обрывается в пропасть за горизонтом.

Исполнители главных ролей, кажется, подобраны идеально. Гай Пирс уже побывал в похожей шкуре в фильме «Предложение»: та же полузаброшенная Австралия, невыносимая жара и споры, что решаются исключительно дуэльным способом.

Амплуа обиженного «подранка» как влитое ложится в Паттинсона. Ему, пожалуй, не стоит играть ничего более сложного, чем роли туповатых и обреченных молодых людей, которые палят забавы ради и умирают, наверное, так же. Зачем были «Космополис» и «Воды слонам», непонятно совершенно, но теперь ясно, почему они не получились.

В этом фильме, чрезвычайно жестоком, молчаливом и мужском, есть много прекрасного, прежде всего целеустремленность, с какой сюжет неминуемо несется к развязке, подталкиваемый железной волей одного-единственного человека. Развенчание этой воли произойдет лишь за пару десятков секунд до финальных титров – после этого уже не будет вопросов, кто прав, а кто должен был умереть. Все встанет на свои места.

Рекомендации «bc»: не для женщин

 
Продукт: «Безбожный переулок»
Автор: Марина Степнова

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеОпыт подсказывает, что когда колумнистка или сотрудница глянцевого журнала берется за полноценную прозу, то ничего хорошего из этого не выйдет. Выйдет подражание какому-нибудь Вишневскому, девичье, торопливое, со скомканной концовкой. Но вот мы встречаем исключение из этого правила: Марина Степнова, которая в свое время редактировала «XXL», уже давно плотно сидит в тугой обойме современных классиков, номинируется на «Большую книгу» и не пасует перед «величием» своих коллег. Читателю она в основном известна по «Женщинам Лазаря», но и ее последний роман, «Безбожный переулок» заслуживает места на вашей книжной полке, уж поверьте.

Речь в нем идет о судьбе доктора, не уездного, но такого же печального. Путь Ивана Огарева начинается от самого детства, нескладного, несчастного, отчаянного, перетекает через армейскую службу и устремляется к сытому настоящему, которое, впрочем, не менее зыбко, чем все, что случилось до него, и с каждой страницей грозит обрушиться в неизвестность. Порой так и случается: перевернешь текст – и будто Огарев рубанет скальпелем, все словно начинается сызнова, и главному герою уже нечего беречь, любить, некому подчиняться.

На том держится книга – на ощущении, что, несмотря на двести страниц в остатке, она вдруг закончится прямо сейчас, а после романа, например, последуют скучные авторские комментарии или вовсе примечания. Кажется, Огарева раздавить может что угодно: муторное советское детство, служба в ненадежной армии, институтское безденежье… Но вопреки всему и вся Огарев выбирается каждый раз и восстает из пепла. Ради чего? Разумеется, ради любви. С появлением этой совершенно неожиданной сюжетной линии все предыдущие линии в книге обретают смысл, замыкаются друг на друге и наконец-то образуют цельную картину.

Стилистически Степнова, пожалуй, больше всего напоминает Славникову с ее перетекающим из одного пейзажа в другой действием, магическим реализмом и прочими постмодернистскими замашками. Степнова от обладательницы «Русского Букера» отличается объемом и читабельностью: «Безбожный переулок» радует глаз, удовлетворяет интерес каждой своей страницей, не дразнит, ничего не обещает, а просто предстает в качестве хорошей литературы, положенной своему времени и месту.

Роман крайне нерадостный, но и недепрессивный. Кажется, что если добавить сюда грязи и самоистязания, то получится форменная Эльфрида Елинек, но пока это «Безбожный переулок» Степновой: печальная повесть о погибшей надежде и возродившейся любви. Хорошо, что одно не мешает другому – и минорный тон произведения успешно соседствует с его жизнеутверждающим содержанием. Противоположности сходятся не только в любви, но и в литературе.

Вердикт «bc»: читать

Поделиться:
Все новости компаний