Газета
 01 сентября 2014, 13:20   1157

Кино

Кино
Продукт: «Враг» Режиссер: Дени Вильнев

Дени Вильнев никогда не отличался позитивным подходом к подбору материала для экранизации. Все истории, за которые берется канадец, наполнены тягучей и ноющей атмосферой, которая пронизывает каждый кадр и словно бы проистекает из начала в конец и даже дальше – за пределы повествования, в настоящее, под кожу, в самое нутро. Но в случае с фильмом «Враг» увлечение мрачными тонами достигло своего апогея. Причиной тому – первоисточник, на основе которого была снята лента – «Двойник» Сарамаго: книга уже сама по себе навевает мистическую безысходность и ощущение конца в самом начале. Вильнев отреагировал на текст предсказуемо и в своем стиле – переплавил его в жутковатую историю без намека на просвет, гипнотическую, галлюциногенную, бесконтрольную.

Кроткий и скучающий учитель истории находит в видеопрокате фильм, где в одной из эпизодических ролей замечает… самого себя. Вернее, свою точную копию. После короткого расследования ему удается узнать имя и место проживания своего двойника, однако долгожданная встреча скорее настораживает, чем вдохновляет: теперь оба понимают, что ужиться им не суждено, они вовсе не дублируют друг друга, но скорее являются полными противоположностями, а значит, остаться должен только один, вот только кто?

«Двойник» Сарамаго является продолжателем классического литературного сюжета, который, к примеру, в России исследовали Достоевский и Набоков. И если у Достоевского двойник главного героя выступает в качестве демонического начала, намеревающегося экспроприировать чужую жизнь, а Набоков рассуждает о подобных приключениях в трагикомическом ключе, то Сарамаго, а вслед за ним и Вильнев видят в происходящем уйму мистического и ужасающего. Вильнев пошел дальше и переименовал «Двойника» во «Врага», что, в общем-то, соответствует логике сюжета, но служит неслабым таким спойлером. Впрочем, предугадать финал фильма (если вы, конечно, не читали Сарамаго) почти невозможно, потому что финала как такового здесь не существует, а есть только, как бы сказать, набор предчувствий и закономерностей: кто-то из них, скорее всего, потребует жизнь другого, а тот не захочет уступить и в результате прольется кровь, и она будет общей. Но когда это действительно происходит, чувствуешь себя обманутым, словно бы на самом деле произошло нечто другое, там, за кулисами, в глубине сцены, ты вглядываешься, но мешает мрак.

Джейк Джилленхолл, любимчик Вильнева, вылез из кожи вон, но добился своего. В его исполнении двойники выглядят натуральными противоположностями. Особенно удался напористый и харизматичный актер, навязывающий своему оппоненту борьбу с первых минут встречи. И как бы ни закончилась эта борьба, и кто бы ни вышел из нее… нет, не победителем, но первоисточником и оригиналом, будь уверен, что ты в этой борьбе проиграешь всухую.

Вердикт «bc»: стильно и мрачно

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний