Газета
 25 августа 2014, 13:20   1288

КИНО

КИНО
Продукт: «Двойник» Режиссер: Ричард Айоади

 «Двойник» Достоевского – это психологический ужастик, который повергает в шок не кровавыми сценами или монстрами, притаившимися за углом, а ощущением, что если бы описываемые события происходили с вами, то вы, наверное, уже на пятой странице сошли бы с ума. Таким, кстати, получился и фильм, даже при том, что первоисточник практически перевернут с ног на голову: остроумная и оборотистая повесть была превращена в мрачную постмодернистскую драму в духе Оруэлла-Кафки, где действие происходит в антиутопическом мире, из которого, как многие догадываются, выбраться на свободу можно только одним путем – через собственную кончину.

Яков Петрович Голядкин в фильме заменен Саймоном в исполнении Джесси Айзенберга. Скромник, тихоня и неудачник, Саймон работает в некоем разветвленном учреждении, где занимается непонятными расчетами и отчетами, бесполезно сохнет по своей коллеге и борется с чувством собственной никчемности. Ситуация еще более усугубляется с появлением Джеймса – человека, как две капли воды похожего на Саймона. Парадоксально, но никто, кроме Саймона, не замечает этого сходства, и, конечно, никто, кроме него, не видит, что Джеймс, видимо, капитально нацелился забрать у своего «оригинала» всю его жизнь без остатка – расположение начальства, скромное жилье и – девушку. Всего этого Джеймс достигает путем хитрых интриг и невиданной наглости. Саймону ничего не остается, как перебороть свою стеснительность и вступить в неравный бой.

Первоначально экранный «Двойник» привлекает беспробудным мраком, в условиях которого происходит действие – отсутствие конкретных географических и временных ориентиров, депрессивность тона и «маленький» главный герой превращают фильм Ричарда Айоади в классическую антиутопию, явно не замышляемую Достоевским, но в общем и целом органичную для сюжета и действующих лиц. Однако чуть позже лента становится вторичной и явно сбавляет обороты – грязнет в многочисленных цитатах и аллюзиях на «1984», «Мы», «Процесс», «Бразилию» и многие другие известные антиутопии; ее собственный сюжет подменяется пересказом схожих произведений, и единственное, что остается примечательного в «Двойнике», - это игра Джесси Айзенберга, который тянет на себе данный воз изо всех сил. Он, напомним, исполняет две противоположные роли – Саймона и Джеймса. Сложно сказать, какая из них удается ему лучше, но именно на пересечении этих двух взаимоисключающих персонажей происходит самое интересное. Можно было даже, пожалуй, отменить все заигрывания с жанром и подать «Двойника» в том ключе, в котором его задумывал Достоевский. Возможно, в этом случае он получился бы выдающимся. А так – лишь твердая «четверка».

Вердикт «bc»: на один раз

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний