Газета
 11 августа 2014, 13:20   2344

Сезон охоты на свежие новости

Сезон охоты на свежие новости
Власти Перми не намерены отходить от привычного консервативного бюджетного сценария.

 За два первых летних месяца, пожалуй, наиболее популярной в медиа-блогерской, да и просто обывательской среде была тема погоды. Вариант абсолютно беспроигрышный на фоне традиционного июльского новостного безрыбья. Состоялись и ушли в историю очередные «Белые ночи», вялотекуще грызутся сторонники и противники изменения концепции работы музея «Пермь-36», выборов нет, добрая половина ньюсмейкеров в отпусках… Скука. И только коммунальные скандальчики да полицейская статистика слегка будоражат спокойное в целом пермское медийное море. А вот погода-матушка не подкачала, не переставая удивлять всех низкими даже для наших широт градусами.

Но эта идиллия подходит к концу. Наступил август, а, следовательно, вместе с объявленным сезоном охоты на дичь начинается и охота за крупными новостями. И они уже появляются, в частности усилиями муниципалитета. Тот, кто мало-мальски следит за жизнью пермских органов местного самоуправления, знает, что со дня на день стартует процесс формирования нового бюджета города на предстоящую трехлетку. И хотя дело это для обремененных своими заботами граждан довольно темное, сколько публичных бюджетов ни разрабатывай, однако для экспертов и целого ряда СМИ штука вполне интересная. С другой стороны, горожанам полезно представлять хотя бы в общих чертах грядущие финансовые перспективы краевого центра. Мы, конечно, не Москва, но происходящие в мировой политике и экономике процессы могут коснуться и наших интересов. И уже касаются. Вспомним хотя бы историю с позакрывавшимися турфирмами и проблемы «Добролета». Так что ощущение определенной финансовой устойчивости хотя бы родного и любимого городского хозяйства нам всем не помешает.

Эх, Европа… Рифма сама приходит на ум, когда на экране демонстрируют суровые лица наших «евросоюзников», дружно одобряющих новые санкции против России. На этом фоне начало активной и, что самое главное, публичной фазы формирования пермского бюджета вызывает оправданный интерес. До сих пор, начиная с кризисного 2008 года, пермский муниципалитет достаточно успешно противостоял финансовым рискам. Конечно, затянуть поясок и умерить «хотелки», вроде строительства дорогих физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районе, властям пришлось. Тем не менее главное выполнялось – то есть все социальные обязательства, своевременное повышение зарплат бюджетникам и даже инвестиционная активность присутствовала всегда. Программа по благоустройству городских скверов была реализована как раз в кризисные годы, не останавливался ремонт дорог, капитальный ремонт домов и даже расселение ветхого и аварийного жилья. Стимулированные указами Президента России от мая 2012 года, городские власти нашли дополнительные ресурсы, чтобы активизировать деятельность в таких исторически проблемных сферах, как строительство детских садов. Да и ФОК, хотя пока и один, все же возводится в Свердловском районе.

Во многом это стало возможным благодаря нашей консервативной бюджетной политике, которая в прошлом году получила высокую оценку на федеральном уровне. По итогам 2013 года Пермь впервые получила диплом первой степени и титул победителя всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Конкуренцию нам составляли более 200 муниципальных образований, так что побороться было с кем. Оценку качества управления финансами, укрепления собственной доходной базы бюджетов, повышения эффективности расходов, организации предоставления муниципальных услуг, управления долгом проводили представители Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства финансов РФ, а также Сообщества финансистов России.

Что же такого особенного нашли эти уважаемые люди в пермской системе управления финансами? Оказывается, ежегодные «пресные» официальные пермские реляции о сбалансированном, бездефицитном, устойчивом, прозрачном, а с недавнего времени еще и программно-целевом бюджете в практическом своем выражении дают совсем не такой плохой результат, как мы обычно по кухням и редакциям думаем.

Глава Перми Игорь Сапко, который работает с пермским бюджетом с 1996 года, последние достижения комментирует так: «Мы сумели вовремя сориентироваться в стремительно меняющихся обстоятельствах, умерить проектные аппетиты, жестко следовать в русле федеральной бюджетной стратегии, осуществлять постоянный контроль за расходами бюджета. Именно в 2008 году мы перешли к трехлетнему планированию. Этот шаг позволяет нам продуктивно оперировать имеющимися в казне средствами, при обсуждении ключевых приоритетов выбирать действительно важные и неотложные темы, сохранять инвестиционную привлекательность города за счет определенных и зафиксированных думским решением о бюджете финансовых гарантий». Что ж, все вполне логично, если не судить о пермской жизни с позиции «дайте все и сразу», которой зачастую мы все понемногу грешим.

А теперь о дне грядущем. 15 августа в гордуму на рассмотрение «заходят» основные принципы бюджетной и налоговой политики 2015-2017 годов. Это первый шаг в цепочке действий по созданию очередного бюджета Перми, который в итоге должен быть принят на декабрьской пленарке гордумы. Накануне мэр Игорь Сапко побеседовал по этому поводу с замглавы администрации Перми Виктором Агеевым, ответственным за городской финансово-экономический блок. Последний держался под взором градоначальника уверенно, оперируя данными за 7 месяцев 2014 года. Из них следует, что особого роста доходов, как, впрочем, и следовало ожидать, не наблюдается. Но показатель 100,7 % исполнения плана свидетельствует о достаточно ровном ходе дел. Мы же для себя сделаем вывод, что власть не намерена пока отходить от привычного консервативного бюджетного сценария, да и не имеет на сегодня такой возможности в принципе, исходя из всей совокупности исходных внешних и внутренних условий.

Трезво оценивая свои возможности и понимая, что доходную базу, безусловно, поднимать нужно, администрация видит резерв для усиления по этому направлению в более пристрастном взыскании задолженности по налоговым и неналоговым платежам, развитии застроенных территории, реализации муниципальных площадок. Насколько этого удастся добиться в реальности, покажет время. Во всяком случае, Игорь Сапко напомнил Виктору Агееву, что в распоряжении муниципалитета имеется рабочая группа по увеличению налогового и неналогового потенциала, в структуре мэрии числится целый департамент промышленной политики, инвестиций предпринимательства, есть возможность договариваться с краевым правительством. Все эти каналы нужно использовать в интересах наполнения городской казны и увеличения бюджета развития. В частности, регионалы могут посодействовать во вхождении Перми в привлекательные федеральные программы, типа капитального ремонта домов, если, конечно, мэрия вовремя подсуетится.

Одним из базовых принципов «пермского бюджетного чуда – 2013» считается бездефицитность городской казны. Суть в том, что основой для сохранения стабильности городского развития является сбалансированность доходов и расходов. Изначально дефицитный бюджет предполагает, что придется залезать в кредиты. А их, как многие знают по личному опыту, необходимо отдавать, причем с процентами. Наличие на пермской бюджетной шее увесистого муниципального долга совершенно точно негативно отразится на исполнении соцобязательств и инвестпроектах. Да, при таком подходе не зажируешь, весь город за год гранитом не вымостишь, но ведь и разговляться пока большого повода явно нет. Предполагаю, что дискуссия о дефицитном бюджете в этом году вновь возникнет, однако на встрече с мэром Виктор Агеев заявил, что планировать дефицит можно только в случае твердой уверенности в наличии источников его погашения.

Еще одна местная фишка – программно-целевой метод формирования бюджета. Пермские власти опробовали такой подход в далеком 2007 году, когда «в муках рожали» первый трехлетний бюджет на основе ДРОНДов – докладов о результатах и основных направлениях деятельности. Это были предки нынешних муниципальных программ, охватывающих на сегодня до 85 % бюджета, кроме коммунальных расходов и зарплаты. Польза от такого подхода в том, что казенные средства выделяются под конкретные цели, завязанные на конкретный результат, что кратно повышает эффективность расходов и качество планирования. В сочетании с тем, что бюджетный процесс по-пермски сегодня максимально открыт для наблюдения, изучения и внесения предложений, представлен в сети Интернет в виде информационно-аналитической системы «Публичный бюджет города Перми», «под микроскопом» анализируется на круглых столах, комитетах и Советах при гордуме да еще и выносится на публичные слушания, есть ежегодный реальный шанс принимать практически идеальный документ, что и оценили по достоинству представительные товарищи из жюри вышеупомянутого всероссийского конкурса. И существует еще некая надежда, что оценят и на родине. Может, не совсем по достоинству, но оценят. Ведь сезон охоты на новости открыт.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний