Газета
 11 августа 2014, 13:20   2439

И цветы, Брут?

И цветы, Брут?
В Перми 250 официальных точек, торгующих цветами, и их число продолжает расти. Действующие игроки сетуют на демпинг новичков и ругают покупателей за любовь к количеству роз в букете в ущерб качеству.

Цветочный рынок в России развивается быстрыми темпами. «Сегодня он демонстрирует ежегодный прирост 20-25%, – сообщается в исследовании ООО «МКА Бизнес Рейтинг» за 2013 год. – Многие ведущие аналитики предрекают дальнейшую положительную динамику рынку. По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 лет Россия займет второе место в Европе по объему импорта срезанных цветов после Германии». Пермь не отстает от темпов страны и даже опережает крупные города по некоторым показателям. Аналитики компании «Дубль-ГИС» провели в начале 2014 года исследование, по итогам которого сделан вывод: город занял 7-е место в рейтинге обеспеченности цветами мужского населения. В Перми на 100 тыс. мужчин приходится 87 цветочных магазинов – это больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, которые заняли 33-ю и 13-ю позиции соответственно.

От Голландии до Протасов

С насыщенностью и конкуренцией в Перми действительно все в порядке. Два года назад в городе насчитывалось около 160 цветочных магазинов, в начале 2014-го – уже 230. Сейчас их число превысило 250 и продолжает расти (по данным справочника «Дубль-ГИС») Рост количества очевиден не только для аналитиков, но и для бизнес-среды. Владельцы магазинов с трудом справляются с жесткой конкуренцией. «Развиваться теми же усилиями, что прилагались раньше, становится невозможно, – поясняет Надежда Сединина, директор оптово-розничной компании «Цветок». – В 1994 году предприниматели, выжившие в перестройку, заняли все лучшие места, выкупили земли и существуют до сих пор – берут количеством. Кроме того, появляются новые игроки, в том числе занимающие нишу онлайн». Главный из игроков в данном сегменте – цветоводческие компании и производители – играют в Пермском крае незначительную роль. По словам экспертов, доля российских цветов на пермских прилавках составляет не более 20%, пермские растения и вовсе занимают максимум 7-10% от общего количества. В крае работают лишь несколько крупных компаний, занимающихся выращиванием цветов. Среди них агрохолдинги «Ашатли», «Интеллект-агро», ООО «Тепличное хозяйство». В 2012 году «Чайковские теплицы», входящие в состав «Ашатли», заявили о банкротстве. Также один за другим закрываются производители цветов, занимавшие в былые времена на местном рынке первые позиции. «Совхоз «Цветы Прикамья» прекратил существование еще в 2010 году, а тепличные комбинаты, входящие в состав ФГУДП «Верхнемуллинский», с каждым годом продаются из-за непригодности к выращиванию культур. Главный поставщик цветов в Пермском крае – Нидерланды. Около 60% продукции привозят именно оттуда, первое место по этому показателю голландские фирмы занимают и в мире. На второй позиции в Прикамье – Эквадор, затем идут Кения, Израиль и Таиланд. Если брать отечественных производителей, то наибольшим доверием пользуются цветы из Ижевска, Краснодара и Сочи. В регионе работают множество мелких и средних предприятий по выращиванию цветов. Среди них лидируют предприятия Осинского региона, Добрянки, Протасов. Некоторые продавцы не пользуются услугами производителей и выращивают продукцию сами, но процент таковых чрезвычайно мал, и объем выращенных цветов недостаточен, считают предприниматели. Елена Захарова, директор студии «Цветы большого города», член совета Национальной гильдии флористов, рассказывает: «В Перми очень часто случается: если магазин устраивает качество, то у производителя нет необходимого объема. Если есть объем, то нет нужного качества». Кроме того, дешевле и выгодней закупать цветы из других стран, считают специалисты. Качество иностранного цветка выше местного. «Все скидки и низкие цены наших поставщиков – это явление сезонное, – уверена Надежда Сединина. – Поэтому цены здесь остаются на одном уровне – а качество и разнообразие у Нидерландов, например, первое в мире».

Вносят смуту

Существует пять видов мест продажи цветов: сетевые компании; одиночные павильоны (самый распространенный в Перми); профессиональные магазины флористики (самый нераспространенный) и торговля на улице. Появившийся недавно пятый вид – интернет-магазины – стал популярным только в последние три года, и эксперты прочат ему большое будущее. Наконец, имеющий наименьшее значение для флористики, но наибольшее для предпринимателей пласт оптовых баз – тоже игрок пермского цветочного рынка. Некоторые специалисты сетуют как раз на него. Во-первых, магазины, не имея прямых поставок, не могут контролировать цены во время праздников – наценка увеличивается еще на 30-40%, иногда достигает 100%. Во-вторых, оптовые базы иногда не выполняют свои прямые функции. «Сейчас есть оптовики, которые ведут себя, скажем так, некорректно, – поясняет Елена Захарова. – В последнее время они продают цветы по цене розницы, нарочно набивают цену, занимаясь не своей деятельностью – качественной поставкой». Все как один предприниматели и эксперты недовольны положением цветочных магазинов на пермском рынке. Виктория Якунчикова, сотрудник сети «Пермский магазин цветов», утверждает: «Конкуренция в последнее время заметно растет. Появляются новые фирмы, которые пытаются завоевать рынок демпингом, чем только вносят смуту». Надежда Сединина назвала пермский рынок развитым «на самом низком уровне». По ее мнению, новички приходят, при этом ничего не понимая ни во флористике, ни в специфике бизнеса. Из-за них цветок сильно обесценился, потерял и моральную, и материальную составляющую. С точки зрения профессионалов, такой наплыв пагубно сказывается на качестве не только предоставления услуг, но и на качестве самого цветка. «Профессиональных салонов и магазинов сегодня совсем немного, – поясняет Елена Захарова. – Сама флористика для бизнеса неинтересна. Предпринимателю приходится определяться между ценой и качеством, где качество – флористика, а цена – продажа недорогих цветов». В выборе между ценой и качеством, как правило, побеждает цена. «Еще два года назад ценителей красоты было больше, – считает Надежда Сединина. – Людей теперь интересуют низкая цена и большое количество. Даже год назад людей, готовых купить букет дороже и без повода, было в разы больше». Чтобы выжить, новые и чаще всего мелкие компании используют демпинг. «Получается, что они диктуют правила игры, – пояснили «bc» в одной из оптовых компаний города. – Они занижают цены, вынуждая магазины идти с ними в ногу. Этим новички и довели состояние рынка до того, что прибыль от роз снизилась за три года на 25-40%, что, естественно, невыгодно никому, таким компаниям в том числе, ведь спрос остался неизменным. Выходит глупо, смешно и печально в то же время». Цена на одну розу в Перми колеблется от 40 до 160 рублей, оптом продают по 25-40 рублей за штуку. Средний чек букета – 1000 рублей.

Берем услугами

Цветочный бизнес все-таки считается выгодным вложением. Однако очень специфичным, потому что из-за времени года цены и выручка сильно варьируются. «Наибольший спрос на свежесрезанные цветы заметен в феврале, марте, мае, сентябре и декабре», – подсчитали специалисты «МКА Бизнес Рейтинг». Связано это с праздниками, на которые делают упор многие мелкие и средние предприятия, а также одиночные продавцы, для которых 14 февраля и 8 марта становятся единственным возможным временем для продаж. Выручка, по данным одного из магазинов Перми, варьируется от 20 тыс. до 2 млн рублей за месяц. В среднем оборот успешных продавцов составляет около 3 млн рублей в месяц. В «сухие» дни спасают дополнительные услуги, без них выйти в плюс очень сложно, признают продавцы. Верят они и в перспективы онлайн-торговли. «Если начинать с нуля, продажи цветов не окупят себя. Качество продукции сейчас никого не волнует, а значит, все можно заказывать через интернет. К этому дело и придет», – считает Надежда Сединина. Сегодня на пермском рынке есть случаи, когда магазины начинали свою деятельность в интернете и только потом выходили на физический рынок. Правда, не все согласны с таким мнение и переносить бизнес в сеть многие магазины не спешат, говоря, что «цветок нужно увидеть и пощупать», а выручка в салонах все равно больше, считают оптимисты. «Я думаю, что рынок сегодня трансформируется, – заключает директор сети цветочных магазинов «Фан-Фан» Дмитрий Шумков. – Повышается качество обслуживания клиентов, улучшается качество флористики. Рынок, существующий уже 20-30 лет в виде, условно говоря, киосков, уходит. Появляются более современные проекты».

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний