Газета
  1. Газета
 04 августа 2014, 13:20  

Алкоголь для хорошего дела

Алкоголь для хорошего дела
Общественники проверили на себя как продают алкоголь несовершеннолетним. Выяснилось: продают, ведь главное, чтоб в магазине было чисто и светло.

 Молодой человек заходит в магазин, неторопливо оглядывает витрины, выбирает недорогое пиво. После чего спокойно расплачивается и выходит. Только вот ему 16 или 17 лет. Впрочем, обычно это никого не беспокоит, и подросток спокойно отправляется пить пиво в ближайший двор. Но все чаще можно встретить иную картину: молодой человек затем заходит вновь – но уже с членами общественных организаций и сотрудниками полиции.

На этот раз антиалкогольный рейд проводился силами общественной организации «Гражданские инициативы» и Молодежного совета при Пермской городской думе по государственному контракту с министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Так, во всяком случае, было написано в официальном приглашении. На самом деле в рейде участвовали – внимание, затертый штамп – люди, которым небезразлична судьба своего города.

«Мне это просто интересно, – говорит один из лидеров движения, пермский бизнесмен и блогер Илья Лисняк. – Приятно осознавать, что делаешь что-то полезное, и видеть результат. Раньше алкоголь несовершеннолетним продавали в 9 из 10 торговых точек, сейчас на такой риск идут только одна-две».

Что и говорить, еще 3-4 года назад в любом ларьке в самом центре города кто и когда угодно мог купить почти любой алкоголь.

Антиалкогольная кампания – речь идет о нелегальной продаже алкоголя – активно идет уже полтора года. В каждом районе города (пока кроме Новых Лядов) есть комиссар-координатор, вместе с которым обычно работают человек 10, часто приходят люди со стороны – в итоге набирается больше сотни человек.

«Наша работа в городе уже отлажен, и проходит практически автономно, поэтому сейчас мы все больше занимаемся краем. В прошлом месяце за пределами Перми мы проверили около 130 точек, – говорит Марк Коробов. – В Перми же во всех районах рейды проходят постоянно, в среднем один-два раза в неделю».

Семнадцатилетний Сергей (имя изменено) попал на рейд не случайно. «Меня сюда пригласил отец; он работает с подростками, которым нечем заняться, – объясняет он. – Я сразу согласился. Вообще, это довольно забавно и интересно. Покупаешь алкоголь, но не чтобы выпить, а для хорошего дела».

Для того чтобы не потерять эффект неожиданности, до самой встречи никто не раскрывал, где именно пройдет рейд, – было известно лишь, что нарушителей будут искать в Полазне или окрестностях.

На основе жалоб в полицию участники рейда выбрали две точки, в которых дети всегда могли купить алкоголь – средних размеров магазин и небольшой торговый павильон на остановке. «Полазна – небольшой поселок, и когда в одном конце что-то происходит, на другом об этом уже узнают, – объяснил выбор Илья Лисняк. – Мы просто не успеем проверить больше точек».

Остановившись в квартале от первого магазина, группа начала подготовку: Сергею выдали специально помеченную купюру, а под одежду прикрепили несколько микрофонов. Он зашел на пару минут, а затем вышел с бутылкой недорогого пива. Все это было заснято, и теперь в пустой магазин нагрянул добрый десяток человек: представители общественных организаций, полицейские, журналисты с камерами и, конечно, сам главный герой событий.

«Честно говоря, я даже не думал, что мне продадут, – делится впечатлениями Сергей. – Казалось, что спросят документы или хотя-бы возраст, но продали без всяких вопросов».

Немногим позже подоспел и владелец магазина, который, по-видимому, не слишком переживал из-за выявленного нарушения. Вот как в своем блоге описал его поведение Илья Лисняк: «В общем, для продавцов Полазны продавать алкоголь детям – норма, коммерсанты наглые и уверены, что ответственности смогут избежать всегда».

«Продавцы здесь непуганые, видимо, с таким сталкиваются впервые», – поделилась впечатлениями наблюдавшая за этой ситуацией член пермского родительского совета Надежда Тесленко.

«Нисколько неудивительно, – комментирует участник рейда Алексей Измайлов. – Несколько недель назад мы проводили рейд в Кировском районе. С нами была пятнадцатилетняя девушка, которой на вид лет 12, ну никак не больше, и разговаривает она тихо, воспитанно. Никак не подумал бы, что кому-то вообще в голову придет продать ей что-нибудь. Но через пару минут смотрим – выходит из магазинчика с бутылкой пива. Никто даже не обратил внимания на то, что ей явно нет восемнадцати».

Следующая торговая точка, которую нужно было успеть проверить, – небольшой торговый павильон возле автобусной остановки. История в точности повторилась.

«Нет, ну посмотрите на него, он же такой высокий, на вид совсем взрослый! Ну не похож он на ребенка», – сокрушается перед сотрудниками полиции продавец, указывая на рослого, но никак не тянущего на 18 Сергея.

«Мы приезжаем сюда не в первый раз. То алкоголь у них «на ответственном хранении», то еще как-то – каждый раз врут по-разному. В этот раз вот открыто признали, что продают, – комментирует прибывший для составления протокола сотрудник полиции. – На них все время поступают жалобы, но они все игнорируют. Проще, наверное, было бы просто снести этот павильон».

Список нарушений здесь оказался весьма внушительный: помимо того, что они продавали (вероятно, вернее будет написать – продают) алкоголь несовершеннолетним, делается это без лицензии: в нестационарных торговых точках, коими являются все остановочные павильоны, продавать алкоголь запрещено. К тому же у продавца не было ни санитарной книжки, ни даже трудового договора.

Приехавшая хозяйка магазина начала разыгрывать форменную комедию: «Нет, ну вот вы сейчас пришли с проверкой. Так давайте говорить объективно. Вот вы зашли. Чисто? Чисто. Сухо? Сухо. Что вы привязались к этому алкоголю? Вот, посмотрите, хороший ассортимент, нормальный, молоко у нас всегда свежее. Почему вы смотрите только на негатив?». Сотрудников полиции она просила «указать в протоколе, что покупателя они специально привезли с собой, не рядового какого-нибудь, не полазненского».

Когда «аргументы» закончились, владелец магазина вновь попыталась перейти в наступление: «Знаете основной закон торговли? Спрос рождает предложение». Почему это должно быть поводом или оправданием для продажи алкоголя детям, она объяснить не смогла.

Пока сотрудники полиции оформляли протоколы и изымали найденный алкоголь, а участники рейда готовились к возвращению в Пермь, Алексей Измайлов поделился еще одной историей: «В одном из наших рейдов мы нашли обычный металлический ларек, в котором продавали и пиво, и алкогольные коктейли, и даже водку. Продавец был нелегалом, жил прямо там – на полу нашли спальный мешок. А под прилавком – стопка паспортов. Местные алкаши покупали водку за паспорта. Потом, если получалось, выкупали документы обратно».

Так и живем.

Все новости компаний