Газета
 28 июля 2014, 13:20   1507

«Современный пермский период»

«Современный пермский период»
Елизавета Фокина, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры – о трендах в российской культуре, последствиях «пермского культурного проекта» и отсутствии профильного образования.

 Какие основные тенденции в сфере культуры в России Вы могли бы назвать?
– Главная тенденция последних лет – это развитие культуры участия и активная работа с местными сообществами. Известно, что 2014 год объявлен годом культуры в России, например, департамент культуры города Москвы в этот год объявил лозунг «трех Д»: Децентрализация, Добрососедство, Детство. Децентрализация подразумевает равноправие всех районов мегаполиса, в которых человек, не выезжая в центр, может получать полный набор услуг, в том числе и культурных. Последние исследования показали, что 80 % жителей периферии города на выходные не выезжают за пределы своего района, а это значит, что нужно развивать культурную жизнь и там. Подобная модель, при которой создаются условия для комфортной жизни, в том числе и культурной, сейчас работает не только в столице, но и в регионах.
Если говорить о детстве, то дети являются важной частью общества, с которой нужно работать, создавая площадки для образовательных программ и мастерских. Еще одно важное направление – это работа с людьми старшего возраста, для которых необходимо создавать специальные проекты, ведь именно они могут выступать в качестве «агентов влияния».
Кроме того, сейчас существует большой спрос на создание частных культурных институтов. Можно сказать, что в целом культура сегодня в тренде. Если раньше существовал узкоотраслевой подход, то сейчас наметилась ситуация, когда культура находится в постоянном взаимодействии с другими сферами и влияет на происходящие в обществе изменения. И Пермь тому яркий пример: в свое время даже появилось выражение – «современный пермский период».

Как вы относитесь к этому «современному пермскому периоду»?
– Весь последний год я занимаюсь реорганизацией культурных бюджетных организаций. Сейчас являюсь руководителем Объединения «Выставочные залы Москвы», в которое входят 18 выставочных залов, расположенных в 10 округах Москвы, одна из задач которых – развитие периферии мегаполиса.
В целом я выступаю за «культурную инъекцию», но нужно учитывать, что она может происходить по-разному. В каких-то регионах культурный менеджмент, спущенный сверху, может сработать и принести определенные плоды. А в других стимулом для развития культуры, наоборот, может стать инициатива снизу. В идеале инициативы сверху и снизу происходят одновременно и двигаются навстречу друг другу, находя общие точки соприкосновения и компромиссы.
В Перми произошла настоящая культурная революция. Мы видим большое количество активных людей, работающих здесь над амбициозными проектами. Но не стоит забывать о важной проблеме оттока людей в столицы. Такие процессы происходят по всей стране, и они неизбежны до тех пор, пока человек не сможет получить возможности для самореализации, в том числе творческой, которая есть у его коллег из столицы. Для небольших провинциальных городов интеллектуальный отток сродни катастрофе. В представлении многих Москва – город для развития, получения опыта и новых возможностей, но бывают и позитивные примеры, когда после нескольких лет жизни в столице люди возвращаются в родные города для реализации своих идей.

Как вы относитесь к новой культурной политике Перми?
– Культурная политика – это совместные действия различных культурных субъектов в пространстве города. Очевидно, что в Перми опять происходят некие изменения, но они только начались и пока рано давать им оценку. Новая культурная парадигма стала стимулом к поиску лица города, однако результаты этого процесса мы сможем увидеть лишь через несколько лет.

Какие проблемы сейчас наиболее остро стоят в сфере культуры РФ?
– На сегодняшний день важным документом, влияющим на развитие культуры в стране, является Проект «Основ государственной культурной политики». Приятно, что в нем много внимания уделяется поддержке русского языка, развитию традиционных институтов культуры, но, к сожалению, ничего не говорится про развитие свободных профессионалов и фриланса, стимулирование государственно-частного партнерства, инфраструктурные проекты, межотраслевое сотрудничество и, конечно, образование в сфере арт-менеджмента.
Вообще тема образования и дефицита компетентных кадров требует отдельного разговора. Сегодня есть люди, обладающие знаниями в сфере государственного управления, но не работавшие в культуре, а значит, не учитывающие многие нюансы. По большей части мы имеем дело с людьми предпенсионного возраста, знакомыми со старой моделью управления, или молодыми профессионалами, которые не знают базовых основ работы с государственными институтами.
В наше время нельзя мыслить узкоотраслевыми клише, ведь культура есть и в архитектуре, и в образовании, и в отдыхе. Именно поэтому культурная политика должна пониматься объемно, во взаимодействии с другими сферами жизни общества.

СПРАВКА
Ассоциация менеджеров культуры создана выпускниками факультета «Менеджмент в сфере культуры» Московской высшей школы социальных и экономических наук. В нее вошли менеджеры, работавшие над социокультурными процессами в регионах, позже начали присоединяться руководители учреждений культуры из городов России. Сегодня в ассоциации состоят более 1500 членов по всей стране.
Ассоциация менеджеров культуры ведет крупные сетевые проекты, один из базовых– конкурс Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», в котором участвуют музеи со всей страны. Пермский краеведческий музей является его многократным победителем и грантополучателем.
В Перми и Пермском крае Ассоциация сейчас работает с двумя проектами - «Открой пермский период!» и исследовательский проект «Человек эпохи Возрождения».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний