Газета
 28 июля 2014, 13:20   1381

Книга

Книга
Продукт: «Господин К. на воле» Автор: Матей Вишнек

«Господин К. на воле» – самый известный роман Вишнека, который, кстати, известен далеко не своими романами. К примеру, пермяки знакомы с польским автором по его пьесе «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» (и одноименной постановкой во время фестиваля «Пространство режиссуры»). Уже сейчас должно быть понятно, что Вишнек склонен к некоторому художественному эпатажу, не зря его иногда называют «вторым Ионеско». «Господин К. на воле» написан, в общем-то, в аналогичном ключе – фактически это вольное продолжение «Процесса» Кафки, где за господином К. охотятся неизвестные следователи, допрашивают, мучают, а в конце приговаривают к еще большим мучениям.

Господин К. у Вишнека, можно считать, отделался легким испугом: он отсидел несколько лет в безымянной тюрьме, что располагается в среднеарифметической Европе, и в один прекрасный день обнаружил, что дверь его камеры не заперта. После начинаются скитания героя по многочисленным тюремным инстанциям (склад, где ему должны выдать одежду, касса, где он должен получить компенсацию за годы, проведенные здесь). Сюжет осложняется множеством необязательных происшествий (бегство одного из заключенных, аврал среди надсмотрщиков и как следствие – главный герой остается выполнять роли охранника на этаже, где он еще недавно отбывал срок), но в основном крутится вокруг одного и того же: тягот господина К. в условиях тюремного быта и невозможности использовать по назначению новообретенную свободу.

Причем дело не в том, что кто-то виснет на руках у героя, не пускает его за пределы стен: нет, он истинно и беспрекословно свободен, однако натурально не знает, куда и зачем идти, ему гораздо проще оставаться здесь, получать ежедневную баланду, ночевать в надежно запертой камере и получать дежурные тумаки от надсмотрщиков. Вот только постепенно, медленно, но верно его начинают лишать этих сомнительных благ: в его камере размещают нового заключенного, баланда больше ему не положена, так как официально он более не состоит в тюремном реестре, а охранники не поднимут на господина К. руку, ибо он в какой-то мере стал одним из них, свободным человеком – он и сам в состоянии раздавать тумаки, бить кого угодно, тем более что заключенные на это не обидятся, а снесут все издевательства и унижения…

Вишнек предлагает нам для рассмотрения кусочек антиутопического мира, где жизнь строго регламентирована – до того предела, когда люди перестают ощущать себя, оказавшись выдернутыми из этих жестких рамок. Как во времена Кафки, так и тогда, когда был написан «Господин К. на воле», подобные рассуждения остаются остросоциальными и значимыми для общего политического контекста, но парадокс – Вишнек не выступает с обличительной речью, он вполне готов дать шанс своему герою. Вот только воспользуется ли он им?

Вердикт «bc»: современно

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний