Газета
 21 июля 2014, 13:20   3264

Быстрее, больше, жирнее

Быстрее, больше, жирнее
В то время как оборот общественного питания в Прикамье продолжает снижаться, в регионе в ближайшие несколько лет откроется порядка 20 ресторанов быстрого питания. По оценкам экспертов, кризис отрасли задел сегмент фаст-фуд в гораздо меньшей степени.

 По данным операторов общепита, в ближайшие несколько лет в Перми откроются более двух десятков ресторанов быстрого питания: одни планируют начать работу в ближайшее время, другие расширят свое присутствие. На минувшей неделе «bc» стало известно об открытии второго ресторана сети Burger King в ТРЦ «СпешиLove». В компании эту информацию подтвердили, однако от комментариев по дальнейшему развитию отказались, сославшись на конфиденциальность информации.

Осенью в Перми начнет работу первый ресторан быстрого обслуживания крупной сети Carl’s Jr. в ТЦ «Айсберг-CRYSTAL». На сегодняшний день оператор имеет более 3100 точек по всему миру. В 2013 году началась продажу субфраншизы Carl’s Jr. на территории России. Как пояснили «bc» в компании, в планах – открытие 6-7 ресторанов в Перми. «Открытие одной точки занимает 5-6 месяцев, соответственно, запуск такого количества точек займет около трех лет. Переговоры о новых площадках ведутся. Мы считаем Пермь перспективным городом для развития», – сообщили «bc» в компании. До конца года пермский фаст-фуд пополнится еще двумя ресторанами Subway. Об этом сообщил «bc» предприниматель Илья Копысов, владелец двух точек сети в Перми.

Как рассказали «bc» в пресс-службе McDonald’s, в ближайшие 5-6 лет планируется открыть около 10 ресторанов в Перми в дополнение к двум имеющимся и 1-2 в Пермском крае. «В этом году открытий не планируется. Компания «Макдоналдс» не комментирует места расположения ресторанов до подписания договоров аренды или покупки». Напомним, ранее Елена Жданова, директор УК «ЭКС», сообщила об открытии третьего ресторана сети в ТРК «Семья», сроками назывались конец 2014 – начало 2015 года.

Крупнейший пермский оператор кафе быстрого питания компания «Алендвик» планирует в этом году открыть порядка пяти кафе. «Сегодня мы осваиваем районы города, где общепит еще представлен мало, – Мотовилиха, Закамск, Камская долина, планируем открытие в Лысьве. Новые объекты планируем открывать там, откуда получаем отзывы наших гостей с просьбой открыть кафе в их районе, и если находим это целесообразным, то реализуем задуманное», – рассказал Андрей Мущинкин, исполнительный директор компании «Алендвик».

Растут в кризис

Такой бум в сегменте фаст-фуд в Перми происходит одновременно с падением оборотов сферы общественного питания в целом. По данным Пермьстата, за первые 6 месяцев 2014 года оборот общественной торговли в Прикамье снизился на 5,1% и составил 12,7 млрд рублей. Эксперты говорят о кризисе отрасли, но не сегмента быстрого питания: от похода в ресторан люди откажутся скорее, чем от фаст-фуда. По словам Ильи Копысова, спад наблюдается, но это связано не столько с общепитом, сколько с рынком в целом. «Покупательские потоки переходят из ресторанов в фаст-фуд, это обусловлено тем, что уменьшилась покупательская способность населения, поэтому потребители переходят на более низкий ценовой сегмент, и вместо того чтобы сидеть в ресторане, быстро перекусывают», – объясняет Илья Копысов. О замещении форматов и переориентации пермяков в сторону ресторанов быстрого питания рассказывает и Андрей Мущинкин. «Эксперты говорят о кризисе общепита в формате от fast casual и выше, но кризис никак не относится к формату фаст-фуд. Закрываются рестораны, на их месте открываются кафе быстрого обслуживания. Идет замещение форматов», – поясняет эксперт.

По словам Ильи Баршевского, президента Западно-Уральской ассоциации рестораторов и отельеров, люди стали более аккуратно тратить, меньше ходить в рестораны. «А фаст-фуд – это более стабильный бизнес, поскольку находится в нижнем ценовом сегменте: или обеды, или еда «на бегу». Это то, на чем человек экономить станет в последнюю очередь. Поэтому кризис не так сильно задевает этот сегмент, поэтому крупные сети не отменяют своих планов по развитию», – считает Илья Баршевский. По мнению Андрея Мущинкина, приход новых игроков усилит конкуренцию, но спрос будет падать скорее в сегменте ресторанного бизнеса. «Экономическая нестабильность (скорее – ожидание кризиса) вынуждает людей экономить. Но желание людей перекусить быстро и доступно вне дома не исчезнет, этот спрос будет только увеличивать интерес к концептам фаст-фуда. Культура питания вне дома развивается и за счет нового поколения. Увеличивающийся спрос на такой формат общественного питания обеспечит клиентами всех игроков рынка», – полагает Андрей Мущинкин.

В три раза больше

По оценкам экспертов «bc», пермский рынок фаст-фуда в сравнении с другими регионами достаточно развит, однако далек от насыщения и имеет свободные для новых игроков ниши. «Уровень развития рынка фаст-фуда (и общественного питания в целом) в Перми опережает среднестатистический уровень насыщенности. Исключением является Москва и, возможно, Санкт-Петербург. Одна из причин явления – в том, что в Перми фаст-фуд начал раньше развиваться, чем в других нестоличных регионах. Однако о насыщении рынка говорить пока еще рано, чтобы заявить об этом, ему надо как минимум раза в три увеличиться», – комментирует Андрей Мущинкин.

По мнению Ильи Копысова, на сегодняшний день рынок фаст-фуда в Перми достаточно насыщен, так как в городе очень серьезно присутствует «Алендвик», пришли «Бургер Кинг», «Макдоналдс», хотя в то же время существует много брендов, которые пока не известны в Перми. По его словам, в сегменте фаст-фуд остались свободные ниши, в частности, не хватает точек здорового питания и слабо представлены операторы, специализирующиеся на десертах (мороженое, йогурты, сладости).

По оценкам участников рынка, одна из основных проблем развития сегмента фаст-фуд в Перми – это высокие арендные ставки и недостаток качественных площадей. «Их слишком мало, а те, которые есть, – очень дорогие, что снижает рентабельность бизнеса. Для этого сегмента, в отличие от ресторанов, важнее пеший трафик, а не парковка», – считает Илья Баршевский. По словам Ильи Копысова, сейчас проблема площадей становится менее острой, поскольку в городе строятся торговые центры, а именно здесь фаст-фуд работает продуктивнее всего. Еще одна серьезная проблема, о которой говорят эксперты, – нехватка сотрудников. «Проблема с подбором персонала есть везде, а не только в Перми. Это связано с тем, что большинство людей рассматривает работу в фаст-фуде как временную, поэтому текучка кадров очень существенная, и многие хотят уйти из этого сегмента в ресторан, а кто-то просто приходит поработать летом», – добавляет Илья Копысов.

По прогнозам экспертов, дальнейшее развитие сферы общественного питания в целом и сегмента фаст-фуд в частности будет зависеть от развития экономической ситуации и динамики покупательской способности населения. Но и здесь участники рынка настроены оптимистично: сегмент быстрого питания растет более быстрыми темпами, чем ресторанный бизнес.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний