Газета
 21 июля 2014, 13:20   1955

Риск остаться ни с чем

Риск остаться ни с чем
Александр Стабровский, заслуженный работник культуры РФ и директор музея истории ПГНИУ  - о том, у кого проблемы в головах, кто отметит праздник «Ржавого пельменя» и зачем пермякам новый музейный кластер.
Автор: Кирилл Перов

Как на сегодняшний день обстоят дела с сохранением музея истории Пермского университета?

На данный момент возникла ситуация ожидания. Если раньше обстановка, как мне представляется, намеренно нагнеталась, шли разговоры о смене руководства музея и чуть ли не его ликвидации, то сейчас все спокойнее. Конечно, замечания федеральных органов, которые касаются правильного учета того, что хранится в музейных фондах, никуда не делись, и проблему еще предстоит решить. Напомню, для этого надо описать каждый предмет и документ в музее, составить необходимые бумаги и включить их в единый общероссийский музейный фонд. Но есть открытое противодействие деятельности музея в ректорате со стороны одного из проректоров. Его позиция мне не совсем понятна, но он рвется к власти и может оказывать влияние на принятие определенных решений.

Каково значение музея ПГНИУ в пермском пространстве?

 – Мы всегда были востребованы. В последнюю Ночь музеев за 3 часа открытия основной экспозиции ее посетило больше 700 человек. Подобные мероприятия выполняют и функцию привлечения потенциальных абитуриентов – люди интересуются, что-то их цепляет, им хочется вернуться. Наш музей всегда был одним из лучших среди ведомственных, однако годы идут, экспозиция нуждается в реконструкции, музей необходимо расширять с предоставлением отдельных площадей под экспонирование художественного фонда, содержащего древнеегипетские и античные памятники.

Тем не менее, постоянный рефрен в отношении музея последние 20 лет – денег нет, площадей тоже нет. Между тем до столетия осталось очень мало, и музей мог бы стать визитной карточкой этого празднования. Ректору Игорю Макарихину предложен вариант расширения, будем ждать его реакции. Хочется напомнить, что такого фонда, содержащего античные и древнеегипетские артефакты, нет ни у одного пермского музея и ни у одного провинциального вуза. То, как сейчас представлены экспонаты, не выдерживает никакой критики. Необходимо отдельное, специально оборудованное помещение, иначе есть риск потерять это культурное богатство.

Не так давно вы озвучили идею создания на территории вуза единого музейного кластера, который объединил бы все в основном созданные при кафедрах музеи. Как сейчас обстоят дела в этом направлении?

 – Работа по данному направлению оживилась. Документы переданы администрации вуза, они рассматриваются, взвешиваются все «за» и «против». Все кафедральные музеи подчинены факультетам, и сейчас мы предлагаем структуру, которая позволит учесть все фонды, провести их инвентаризацию в соответствии с федеральным законодательством. В ректорате мне пояснили, что реализовать замысел юридически сложно, хотя мне известны прецеденты как в российской, так и мировой практике.

Что дает создание единого музейного комплекса?

Это совершенно иной, новый уровень работы. Организационно появляется человек, который будет отвечать за сохранность всех музеев, хотя они и сохраняют свое старое название. Начинается нормальная музейная работа, основная задача которой – проведение научных исследований.

То есть в перспективе единый музей будет единым и территориально?

Хотелось бы, но на сегодняшний день этот вопрос – один из самых сложных. Но идет сокращение численности студентов и преподавателей, площади высвобождаются, поэтому эту работу можно продолжать. Музейный кластер будет иметь не только внутривузовское, но также региональное и общероссийское значение. Нам удастся привлечь молодежь, приучить ее к кампусу, заинтересовать университетом и, следовательно, повысить количество абитуриентов. Это огромная политика, которую никто не хочет проводить.

Если переходить от частного к общему – последние два года в Пермском крае меняется культурная политика. Как вы оцениваете происходящее?

 – Стало только хуже. Если помните, все околокультурные пермские люди считали хорошим тоном ругать Олега Чиркунова. Но при всех недостатках у него была определенная политика, которую он проводил. Нынешние чиновники продолжить движение в этом направлении не смогли и не захотели. Сейчас вся культурная политика свелась к болтологии. Галереи нет, зоопарка нет. Музей современного искусства отправили на Городские горки, кто-то пожалел здание на ул. Пермской. Ответ всегда один, как и в случае с музеем истории ПГНИУ: денег нет.

Олега Чиркунова ругали за Марата Гельмана, современное искусство и за прожектерство. Получается, при Викторе Басаргине качественных изменений не произошло, хотя вроде культурой заправляют теперь местные: Игорь Гладнев… В чем причина постоянных проблем? Может, пермяки просто любят критиковать?

Проблема в управленцах. У Олега Чиркунова были идеи, которые надо было развивать, но российские чиновники предпочитают вместо этого урвать себе кусок и успокоиться. Все зависит от нашей бюрократии. В Российской империи наш город считался культурным центром – на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. А сейчас? Есть ощущение, что квинтэссенцией всей культурной политики в Прикамье станет праздник «Ржавого пельменя».

Источник «bc», приближенный к администрации и ректору ПГНИУ, сообщил, что на сегодняшний день руководство вуза не готово серьезно рассматривать вопросы по реконструкции музея истории университета. Связано это прежде всего с нехваткой финансирования. Такова и позиция относительно создания музейного кластера. При этом в руководстве вуза уверяют, что рассматривают музей как одну из визитных карточек и прорабатывают вопросы по его реконструкции и приведению фондов в нормативное состояние.

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний