Газета
  1. Газета
 21 июля 2014, 13:20  

Лапша и сети

Лапша и сети
Алексей Гисак, один из основателей сети «Воккер» - о лапшичном бизнесе, роли «Инстаграма» и интересе к Перми

Алексей, вы были первыми, кто стал кормить москвичей китайской лапшой «в коробочках». Какие преимущества получает компания, когда открывает новую нишу на рынке? И с какими трудностями сталкивается?

Мы действительно опередили ожидания рынка. «Воккер» открылся в 2008 году, а азиатские тренды стали популярны лишь двумя годами позже. Быть первыми всегда немного сложнее. Во-первых, нет каких-то готовых решений – нужно экспериментировать. Во-вторых, чтобы продвигать на рынке нечто неизвестное, нужно потратить либо больше денег, чем при работе с традиционным продуктом, либо больше времени. В то же время, у «первооткрывателя» на старте нет конкурентов, и он может занять более выгодную позицию на рынке.

На что была сделана ставка в вашем случае: трату времени или денег?

Мы выбрали, возможно, более длинный путь, но менее затратный. Около двух лет мы экспериментировали, искали оптимальные варианты контакта с аудиторией. Мы не пользовались традиционной рекламой и делали это принципиально. За все время существования потратили на продвижение не более 1 млн рублей.

Как это решение связано с вашим опытом работы в сфере рекламы?

Я довольно долго работал в западном рекламном агентстве «BBDO» и занимался креативной рекламой. К тому времени как появилась идея создать «Воккер», мне было понятно, что нестандартные методы продвижения часто работают лучше традиционных и при этом позволяют сэкономить. Конечно, можно раздавать листовки у метро, и обычно начинающие бизнесмены так и делают. При этом они думают: «Все раздают листовки, и я буду раздавать». Большинство предпринимателей предпочитают проторенные дороги. Я же считаю, что проверенный путь – не значит эффективный. Самый эффективный путь – это путь, который изобретаете вы сами.

Какие методы использовали вы?

Мы начали открываться в торговых центрах – это требует значительно меньших вложений, чем организация самостоятельного кафе где-то на улице. Активно продвигались в социальных медиа, а также участвовали в масштабных городских мероприятиях.

Каких, например?

В 2010 году мы участвовали в «Пикнике «Афиши». К нашей точке на фуд-корте тогда выстроилась огромная очередь. Мы работали быстро, установили время обслуживания – 50 секунд, кормили вкусно. Сконцентрировали свои усилия и на продукте, и на сервисе. Я думаю, что в первую очередь именно это формирует мнение клиента и раскручивает продукт. Людям понравилась лапша, и они стали рассказывать о нас знакомым: появились посты о «Воккере» в соцсетях, фотографии в «Инстаграм» и прочее.

Вы вкладываете всю прибыль в развитие бизнеса – это тоже принципиальное решение?

Это внутренняя договоренность с акционерами. Мы не привлекали сторонних инвесторов – есть трое партнеров, которые управляют компанией, и это было нашим общим решением: не берем дивидендов, а все оборотные деньги пускаем в развитие бизнеса. Сейчас мы вложились в организацию франшизы. Активно открываются новые точки, и этот рост нужно поддерживать, не давая ему угаснуть.

Как влияет на рынок общепита экономический кризис? Какие его сегменты оказываются в плюсе, а какие наоборот?

В кризис хуже всего чувствует себя предприятия среднего ценового сегмента. Потому что происходит смещение аудитории: те, кто питался в заведениях со средним чеком, переходят в более демократичные места. Поэтому в кризис наращивают прибыль стрит-фуд и фаст-фуд. Ярким примером здесь является «Макдональдс». Насколько я помню, в 2008 году они увеличили прибыль в 1,5 раза. На заведения премиум-класса кризис также не влияет, поскольку их аудитории обычно удается сохранить высокую платежеспособность.

В каких регионах уже работает «Воккер»?

Мы начали работать в Екатеринбурге. Открылось уличное кафе, и в ближайшее время еще одна точка появится в торговом центре. В этом месяце также планируется открытие «Воккер» в Краснодаре.

Рассматриваете ли вы перспективы прихода компании в Пермь?

Я считаю рынок Перми перспективным, он нам интересен. Пока запросов из Перми еще не было, но если они поступят, мы с удовольствием придем сюда.

СПРАВКА
«Воккер» – сеть кафе-лапшичных, организованная в Москве в 2008 году. Стартап, в создание которого было вложено порядка 9 млн рублей, на сегодняшний день приносит выручку 450 млн рублей в год. «Воккер» активно продает франшизу по всей России.
Все новости компаний