Газета
 07 июля 2014, 13:20   2012

По следу Дягилева

По следу Дягилева
Благодаря Дягилевскому фестивалю Пермь вернула себе имидж культурной столицы. Пусть и ненадолго.

Гости и участники из 20 стран мира посетили мероприятия Дягилевского фестиваля. За 12 июньских дней Пермь увидела 17 концертов, две выставки, три балета и две оперы.

Цифры пойдут в отчеты, тонкости постановок будут обсуждать театральные критики, намного интереснее посмотреть – что получили от фестиваля пермяки.

Двенадцать фестивальных дней снова вернули забытое уже со времен пермской культурной революции ощущение, что наш город находится в центре культурных событий страны. Российские и зарубежные СМИ освещали события Дягилевского фестиваля, а в театре оперы и балета пермяки отыскивали друг друга, потому что едва ли не весь зал был заполнен москвичами и иностранцами.

Был повод по-новому взглянуть на наш оперный. Все гости как особую ценность выделяли, что в центре города есть здание старого русского театра с особой атмосферой внутри и прекрасным парком вокруг.

Театр начинается с вешалки, и зрителей фестивальных спектаклей встречали капельдинеры в новой, специальной сшитой униформе: длинная черная юбка и длинная нитка жемчуга на белой блузе. Помимо большого фестивального буклета были еще и буклеты к спектаклям, сделанные с большим вкусом и прекрасно отпечатанные.

Фестиваль этого года, словно преодолев переходный период, получился продуманным, выстроенным и сбалансированным. Разумеется, выстроен он сообразно вкусам и пристрастиям его художественного руководителя Теодора Курентзиса. Среди культурной общественности города идут споры о концепции фестиваля, часто звучит аргумент об отходе фестиваля от традиционных ценностей. Безусловно, сегодняшний Дягилевский фестиваль – это авторский фестиваль Теодора Курентзиса и его команды, нравится нам это или нет.

В этом году по сравнению с прежними немного не хватало балета, но справедливости ради надо отметить, что в апреле в Перми прошел международный конкурс молодых артистов балета «Арабеск».

На Дягилевском фестивале балету был посвящен один вечер, но зато какой! Артисты пермского балета исполнили культовые произведения, рожденные содружеством двух классиков – композитора Стравинского и хореографа Баланчина: «Апполон Мусагет», «Рубины» и «Симфония в трех движениях». При этом «Симфония» стала к тому же и российской премьерой, добавив в афишу театра еще одну постановку, выполненную совместно с Фондом Джорджа Баланчина. Три балета, открывшие фестиваль, были «очень дягилевскими», великий импресарио работал с Баланчиным и Стравинским.

Разумеется, больше всего страстей кипело (и еще будет кипеть) вокруг премьерного спектакля «Носферату». Древнегреческий миф о Персефоне, с заменой главного героя на вампира Носферату, воплотила на сцене греческая команда: режиссер Теодорос Терзопулос, автор либретто Димитрис Яламас и художник Яннис Кунеллис. По мнению Теодора Курентзиса, спектакль полностью соответствует дягилевской теме, ведь впервые за долгое время в нашей стране была поставлена новая полноформатная опера, где сценарий, музыка и оформление были специально заказаны и созданы к фестивалю. Именно так продюсировал свои спектакли и Сергей Дягилев.

Про «Носферату» можно долго говорить, рассказывать про 44 гроба, висевших на сцене, про юношей декадентского вида, которые за ноги волокли по сцене балерин в классических пачках, про знаменитую Аллу Демидову в роли Корифея… Это была не опера в привычном, то есть классическом российском понимании этого жанра. Смотреть спектакль было непросто, не всегда считывались режиссерские ходы, не хватало культурного бэкграунда, да и просто зрительской «насмотренности». Но главное – у зрителей была возможность увидеть другой театр и получить огромный пласт новой информации. Это относится и к атональной, то есть лишенной мотива, музыке, написанной современным композитором Дмитрием Курляндским.

В этом году Дягилевский фестиваль был посвящен памяти Жерара Мортье – интенданта (у нас эта должность называется художественный руководитель) знаменитого испанского театра Real. Именно Жерара Мортье считают реформатором, заложившим в середине прошлого века новые подходы к оперному искусству, во многом благодаря ему опера во всем мире переживает сейчас подьем и пользуется наибольшим интересом публики.

И очень здорово, что организаторы фестиваля привезли в Пермь не отдельных звезд, а целый спектакль знаменитого мадридского театра, в котором и работал Жерар Мортье.

Спектакль «C(h)oeurs» в постановке хореографа Алана Плателя соединил в себе оперу и танец, музыкальной основой послужили отрывки из произведений Вагнера и Верди. Проект этот с политическим контекстом посвящен народным революциям и его визуальный ряд построен на современном медийном контенте. Толпа людей протестует на площади, сползают по лестнице тела убитых, мужчины несут на вытянутых руках тело застреленного ребенка – сегодня эти образы понятны в любой точке мира. Испанский театр покорил прекрасными голосами артистов и их драматической подготовкой.

На этом фоне концерт ансамбля Le poeme harmonique под названием «Барочный карнавал», соединивший в себе цирк, музыку и танцы XVIII века, представил прекрасный образец работы с барочной музыкой, интерес к которой сейчас все увеличивается, в том числе и у пермских зрителей.

К слову, фестиваль в этом году развернулся к пермским зрителям лицом, создав такой интересный формат, как фестивальный клуб. До спектакля можно было послушать лекцию о том, что предстоит увидеть, а после – обсудить увиденное вместе со специалистами-искусствоведами. В фестивальном клубе было организовано более 50 событий (все они бесплатные), включая творческие встречи с артистами и видеопоказы.

Программа была насыщенной: было много музыки, выступил фестивальный хор, прошел международный симпозиум «Дягилевские чтения», открылись две художественные выставки.

В дни фестиваля была вручена премия за лучший продюсерский проект в сфере исполнительского искусства и учреждена новая премия для музыкальных критиков.
Фестиваль этого года ясно показал, что амбиции Теодора Курентзиса простираются очень далеко, в его планах – выведение Дягилевского фестиваля на уровень ведущих музыкальных событий мира. Сейчас организаторы планируют увеличить количество произведений, создающихся по «дягилевскому» принципу – под заказ к фестивалю. И многое здесь будет зависеть от адекватного финансирования.

Фестиваль закончился, будем ждать Дягилевский-2015!

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний