Культура
 05 июля 2014, 14:59   4016

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Голгофа»
Режиссер: Джон МакДона


Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеОбозреватели, что писали рецензии на «Однажды в Ирландии», помнится, в один голос называли Джона МакДона преемником своего брата, достойным продолжателем дела, единоутробным творческим организмом. А он после «Однажды в Ирландии» взял и снял «Голгофу» – и неожиданно для многих пошел по своему собственному пути: прямиком к призу экуминического жюри Берлинского кинофестиваля и новому витку развития своего мастерства.

Джон МакДона, он в отличие от своего брата Мартина, который и драматург, и опытный режиссер, и «оскароносец», – Джон только начинает. Он определился и с темой – традиционная поножовщина в ирландской глубинке, и с лейтмотивом – разухабистый черный юмор, не щадящий ни женщин, ни детей. И если «Однажды в Ирландии» было воплощением в жизнь этих беспроигрышных идей, то «Голгофа» все перевернула с ног на голову.

У священника Джеймса Лавелля – своя небольшая, но хорошо знакомая паства: муж, который поколачивает свою жену за то, что та изменяет ему с чернокожим иммигрантом, маразматичный писатель, который все никак не может закончить литературный «труд всей жизни», мультимиллионер, что мучается от безделья и безлюдья – его супруга вместе с детьми и горничной покинула многоэтажный замковый комплекс, который сейчас служит «бедному» богачу беспросветной могилой.

Во время исповеди некто сообщает Джеймсу, что собирается убить его ровно через неделю на местном пляже и отомстить таким образом за сексуальные издевательства, которые чинил над ним коллега Джеймса в далеком детстве. Священник начинает «внутреннее расследование» – наводит справки и советуется с вышестоящим сановником на предмет того, как быть с преступником, тем более, что, по его словам, Джеймс догадывается, кто это может быть.

Тут-то и развернуться бы всей катавасии в стиле МакДона: грязные антиклерикальные шуточки, серия циничных убийств, немного секса и всем знакомая утомленная физиономия Брендана Глисона – и коктейль готов. Но не ждите, нет, не ждите. Вместо этого «Голгофа» уходит по широкой дуге: священник Лавелль, кажется, и не планирует особенно мешать своему будущему губителю, он ведет привычный размеренный образ жизни, и даже поджог церкви и убийство его любимого пса не ожесточают его против грядущего. Джеймс будто бы вознамерился переубедить убийцу одним своим видом, но получится ли это у него?

Главная сложность в том, что никто из паствы не внушает особенного доверия, все они – предатели, сквернословы и хамы, у любого из них могла поехать крыша, и вот за эту публику ратует святой отец, за одного из них он собирается вступиться и погибнуть. И лишь дочь Джеймса, случайно оказавшаяся в отчем доме именно в это смутное время, проливает свет в обитель мрака, вот только хватит ли этого источника тем, кто намеревается спасти человечество… Ответ – прямо перед финальными титрами.

Вердикт «bc»: лаконично
 

Продукт: «Американские боги»
Автор: Нил Гейман


Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеАмерика густо заселена богами: египетские зооморфные сущности соседствует здесь со славянскими лесными нимфами, а ирландские гномы не рады тому, что рядом с ними толкутся скандинавские великаны; громовержцы, демиурги, героические вседержители. Они пришли сюда следом за людьми, наводнившими Новый Свет, и чтобы выжить, им пришлось нацепить личины этих людей – стать клерками, пенсионерами, разнорабочими. Они хотят оставаться незаметными, чтобы служить своим хозяевам, впрочем, сейчас у них нет хозяев, потому что эта земля погрязла во мраке и безнадеге… Да к тому же грядет буря.

«Американских богов» можно переиздавать до посинения – каждый раз книга будет расходиться «на ура», и сложно представить, тираж какого размера окажется недостаточным для читающей публики. «Американские боги» – литература во всех смыслах современная и востребованная, роман чем-то сродни «Властелину колец»: по своему размаху и значимости. Нет, Гейман не стал придумывать новую географию, но и территории нынешних Соединенных Штатов хватило для того, чтобы уместить в нее эпик с несколькими десятками персонажей.

Мир «Американских богов» мы открываем вместе с Тенью – главным героем, заключенным, который отмотал приличный срок, и его ни с того ни с сего освобождают раньше положенного: как выясняется, его супруга погибла в автокатастрофе. На пути домой к Тени привязывается некто Мистер Среда, навязчиво предлагающий хорошую работу за хорошие деньги. Несложно догадаться, что Тени (с его-то именем) надлежит отстаивать интересы потустороннего. Тень с его прагматичным взгляд на окружающее легко принимает новые правила игры, а вскоре становится одним из ключевых ее элементов. Игра ведется «старыми» богами (Один, Чернобог, Царица Савская и т.д.) против богов новоприобретенных – интернет, масс-медиа, транспорт. Неизвестно, на каких условиях будет начата эта битва и тем более неведомо, в чью пользу она завершится. Но вероятность светопреставления возрастает до критических высот.

Для тех, кто еще не знает, Нил Гейман – это, как правильно отзывается о нем Стивен Кинг, сокровищница историй. Воображение прозаика (по совместительству сценариста) Геймана – это бурливая смесь из сверхъестественного и невообразимого, при этом Гейман никогда не выходит за рамки литературных приличий и не перегибает палку. Поэтому то, что мы называем сказкой, он преображает в городское мифотворчество и мифополагание, где действующие лица – не просто некие персонажи со сверхспособностями, а ответственные за свою судьбу и сюжет герои витиевато сложенных легенд, что будто бы шли к нам не от Геймана, но сквозь долгие-долгие годы и столетия.

И вот теперь мы наконец добрались до них.

Рекомендации «bc»: перечитать

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний