Газета
 30 июня 2014, 13:20   3327

На грейдере в кусты

На грейдере в кусты
Депутаты и чиновники продолжают обсуждать, что делать с пермскими дорогами. На этот раз сотрудникам администрации даже задавали арифметические задачи. Ответы вошли в противоречие с состоянием бюджета.

 Накал страстей на заседании комиссии по контролю в сфере дорожной деятельности в очередной раз доказал, что дороги остаются одной из самых болезненных проблем в Перми. Рабочая группа депутатов и представителей контрольно-счетной палаты жестко раскритиковали работу администрации по контролю над подрядчиками и выявили нарушения, допущенные при приеме объектов, в частности улицы Героев Хасана.

Скупой платит дважды

«На сегодняшний день в Перми запланирован капитальный и текущий ремонт 62 дорожных объектов, по 36 из них проведены конкурсы и заключены договоры», – рассказал начальник управления муниципального заказа Роман Чепкасов. Он обратил внимание комиссии на то, что контроль над исполнением гарантийных обязательств осложняется тем, что разрушение дорожного полотна, происходящее из-за искажения земного слоя, в большинстве случаев не признается судами гарантийным случаем. Чиновник также напомнил, что по решению Пермской думы заказчик вправе выдавать авансом до 30% стоимости подрядных работ.

Оба этих замечания вызвали сомнение у начальника аналитического управления аппарата думы Льва Гершанока. Он отметил, что предоставление авансов далеко не всегда является оправданным, и поскольку речь идет о дорогостоящих объектах, стоит более детально изучить практику применения таких схем и рассмотреть вопрос о снижении величины аванса либо о его полной отмене. «Странная получается ситуация, когда мы делаем заказ на ремонт поверхностного слоя, не учитывая состояние основы, то есть заведомо проводим работу, после которой через год-два дорога будет в ненадлежащем состоянии. Я оцениваю это как неэффективное расходование средств», – заключил аналитик.

Посчитали и ахнули

Контрольно-счетная палата предоставила новые основания говорить о неэффективном расходовании средств. Председатель КСП Мария Батуева озвучила красноречивые цифры. На проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту шоссе Космонавтов на пересечении с Транссибирской магистралью в начале 2014 года было потрачено 4,1 млн рублей, а в июле на этом же участке решили провести текущий ремонт стоимостью 3,5 млн. Целесообразность этих взаимоисключающих решений вызвала у счетной платы сомнения. В ходе проверки также обнаружили, что для проведения конкурса на капитальный ремонт дороги на городскую свалку стоимостью почти 62 млн рублей отсутствует проектная документация.

Депутат Александр Филиппов был обескуражен услышанным. Заявив, что у него «волосы дыбом встают», он попросил, чтобы представители администрации прокомментировали сообщения экспертов.

Почему чиновники поступают нерационально и занимаются поверхностным ремонтом, объяснил начальник управления внешнего благоустройства Илья Денисов. «Примерно 90% городских дорог находится в аварийном состоянии в части основания. Оно давно раздавлено, там одна пыль», – признался он.

Выплату подрядчикам авансов поддержал Роман Чепкасов. Он отметил, что авансирование вполне уместно, когда речь идет о выполнении материалоемких проектов, в которых затраты на материалы составляют более половины сметы. В качестве примера, когда предоплата «полностью себя оправдала», чиновники привели городскую эспланаду. «Все материалы сегодня лежат на стройплощадке, и они в работе. Если бы их только что закупили, мы эспланаду бы не получили».

Задача на смекалку

Ответы г-на Филлипова не удовлетворили. «Десять конкретных вопросов и ни одного конкретного ответа. Кашу по тарелке размазываете», – усмехнулся он и предупредил, что вопросы будет ставить конкретные. После чего вооружился заключением контрольно-счетной палаты и задал чиновникам непростую задачу.

На улице Героев Хасана было разрешено снести 340 деревьев при условии, что вместо них будет посажено 1020 деревьев. Подрядчик снес 500 деревьев, а высадил 191 дерево и 28 тысяч кустарников, что обошлось в 11 млн 375 тыс. рублей. Всего прижились 42 дерева и 22% кустарников. Вопрос к этой задаче предлагалось сформулировать по-разному: «Была нарушена технология посадки деревьев?», «Принимая работу, комиссия закрыла глаза на столь существенные недостатки?» или «Сколько бюджетных денег было потрачено впустую?»

Ответ администрации оказался похож на анекдот из серии «только в России». Кустарники на разделительной полосе улице были высажены, и этот факт зафиксирован на фотографиях, но зимой на эту полосу складывали снег, а весной вместе с сугробами грейдеры «убрали» и молодые кусты. «Не умеем следить за тем, что создаем собственными руками», – закончил рассказ Илья Денисов и пообещал, что не позволит подрядчикам повторить подобную ошибку. Деревья на улице Героев Хасана будут снова посажены до декабря этого года.

Под прикрытием закона

Представителям администрации ничего не оставалось, как обещать усилить контроль над подрядчиками. В этом им помогут изменения в 44-м федеральном законе «О контрактной системе», уверяли чиновники. Во-первых, в законе установлен перечень банков, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Во-вторых, все выданные гарантии будут размещаться в публичном доступе на государственном портале. Эти нормы должны усилить их надежность.

Впрочем, первые конкурсы, организованные в соответствии с новым законом, у администрации «вышли комом». Антимонопольная служба приостановила конкурс на проведение капремонта улицы Максима Горького. «Управлением ФАС был признан ненадлежащим способ определения поставщика, который мы выбрали, а именно – конкурс с ограниченным участием. Мы считаем этот вопрос спорным и направили судебный иск, чтобы понимать, куда двигаться дальше», – рассказал Илья Денисов. Сразу после того, как «ограниченный» конкурс отменили, был объявлен новый – в форме открытого аукциона. Аналогичная ситуация произошла с проведением конкурса на капитальный ремонт дороги на городскую свалку.

Сталин бы заплакал

Несмотря на ответы чиновников, негодование депутатов росло. Народные избранники дошли до того, что усомнились в необходимости существования контрольно-аналитического департамента администрации. «Мы опираемся на контрольно-счетную палату, аналитическое управление думы. Зачем нужен контрольно-аналитический департамент?» – спрашивал депутат Дмитрий Малютин. Его коллега Владимир Плотников отметил, что в структуре контроля над муниципальным заказом размыт центр ответственности: «Вы вообще не работаете, у вас правая рука не знает, что делает левая. Сталин бы заплакал, если бы увидел, что происходит сейчас на земле».

Здесь депутат, вероятно, почувствовал, что дискуссия зашла в тупик, и предложил «больной» вопрос закрыть, что депутаты и сделали, проголосовав единогласно за продолжение разговора об организации муниципального заказа на содержание и капитальный ремонт дорог и объектов общего пользования на следующей встрече.

Далее слово получили главы районных администраций, которые попытались максимально кратко изложить результаты своей работы. Депутаты заметили, что доклады звучат слишком оптимистично, и эмоциональный градус дискуссии вновь стал нарастать. На этот раз пыл народных избранников остудил появившийся на заседании Дмитрий Самойлов. Он напомнил, что задача перед властью стоит весьма прозаическая: сохранить нынешние объемы дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии. «Контроль над подрядчиками будет ужесточен. Бороться будем до конца, использовать формальные и неформальные методы. Я спокойно отношусь к тому, чтобы расстаться с кем-нибудь из подрядных организаций по итогам работы за девять месяцев или год», – заявил сити-менеджер.

Поделиться:
Все новости компаний