Культура
 28 июня 2014, 14:55   2842

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Восьмерка»
Режиссер: Алексей Учитель


Самыми преданными «встречающими» фильма «Восьмерка» были поклонники творчества Захара Прилепина. Первоисточник – знаковый продукт для его автора, журналиста, борца с системой, верного лишь своей страсти. Это очередная «пацанская» история со всем «реквизитом»: бранью, шумными перестрелками, кровавыми рукопашными и любовью без тормозов, – но рассказанная с позиции гуманиста и философа, болеющего и радеющего за людской род и его отдельные подвиды.

В «Восьмерке» Прилепина и Учителя таким подвидом выступают «государевы люди» – непробиваемые омоновцы, у которых работа – ловить пьяниц и разгонять митинги. Но у четверых приятелей, что по причине широченных плеч едва влезают в расхлябанную «восьмерку», вдруг внутри просыпается что-то похожее то ли на совесть, то ли на тоску – и идут они уже не против безоружной «черни», но против тех, кто эту чернь притесняет: щетинистой оравы криминальных авторитетов и их цепных псов.

Действие происходит в преддверии «миллениума», на излете «лихих 90-х», то есть изначально Прилепиным закладывался конфликт различных эпох и сил – предприимчивого зла и неумолимого, пусть и глуповатого добра. Прилепиным вообще много чего закладывалось, только вот у режиссера Учителя получилась экранизация как будто бы и не книги вовсе, а краткого пересказа «Восьмерки». Если изъять из повести все самые нужные подробности, то выглядит этот пересказ примерно так: четверо лбов чуть было не погибают от рук местного «нового русского» и решают свести счеты; у одного из них с девушкой «нового русского» завязываются страстные отношения; все избивают друг друга, стреляют друг в друга, режут друг друга ножами; заканчивается все боевой ничьей.

Упрощения приводят к тому, что порой необъяснимыми становятся мотивация персонажей и логика их действий. К примеру, сложно представить, как в реальности могла иметь место лав-стори агрессивного по отношению ко всему прекрасному спецназовца и тонконогой Аглаи, а ведь эта история является отправной точкой сюжета. Также не совсем понятно, что, собственно, стоит Буцу, тому самому «новому русскому», похоронить всех четверых вместе с их «восьмеркой» где-нибудь за городом. У Прилепина было место и время, чтобы вдаваться в подобные детали, у Учителя места и времени не нашлось.

Думается, что «Восьмерка» вполне органично смотрелась бы в формате многосерийного фильма на каком-нибудь НТВ после вечерних новостей, от нее действительно отдает русской «сериальщиной» в духе «Улиц разбитых фонарей» – и почти не узнается мужская, но трогательная история, сочиненная (а возможно, и пережитая) Прилепиным. В остатке здесь – лишь коммерческий вымысел, который не надоест лишь самым закаленным.

Вердикт «bc»: могло быть лучше

Продукт: «Марсианин»
Автор: Энди Вейр

Как бы могла выглядеть история современного Робинзона? Наверняка ее автор просто решил бы отправить героя на безлюдный остров, на котором нет ни электроэнергии для подзарядки гаджетов, ни даже намека на WiFi. Точно погибель. Однако американский писатель Энди Вейр все же решил «поместить» своего Крузо в куда более опасные условия – прямиком на Марс.

Марк Уотни отнюдь не астронавт. Он стал участником марсианской программы благодаря научной степени ботаника и дополнительному образованию инженера-механика. Его задачей было изучить свойства грунта «красной планеты» и возможность выращивания в нем самых обычных земных растений. Только это обстоятельство и позволило ему выжить в смертельных для любого человека условиях жизни на Марсе, где он по стечению обстоятельств остался в полном одиночестве.

Нет беды в том, что читатель уже сейчас понял, что битву за свое существование Марк у природы выиграл. Это не ослабит интереса к тому, как именно у него все получилось. Наоборот, каждый день его марсианской жизни, каждый час его борьбы с обстоятельствами, каждый шаг на пути к единственной цели – суметь выжить в течение четырех лет до момента прибытия новой группы астронавтов на эту планету – заставляют сопереживать, придумывать возможные варианты спасения, открывать для себя безграничные возможности человеческой смекалки и способности сделать многое буквально из ничего.

Cтоит заметить, что у биолога Уотни было едва ли не все, чтобы справиться с трудностями: надежная техника, пакет медикаментов и главное – желание жить. Автор, подобно Даниэлю Дефо, не бросил своего героя на произвол судьбы и наградил его всем возможным для выживания. А сам словно за подопытной крысой как будто безучастно наблюдал за этим со стороны.

Справедливости ради нужно сказать, что Энди Вейр не отличается писательским талантом. Однако получилась действительно интересная история о сильном духом человеке.

Книга больше напоминает сценарий для очередного блокбастера, но в этом заключены и ее достоинства: динамизм, простота изложения, визуализация повествования и непрерывное действие. Из «Марсианина» вышел бы неплохой фильм, который при грамотном режиссере и удачном выборе актера смог бы получить не меньше положительных отзывов, чем схожая по замыслу «Гравитация».

Рекомендация «bc»: использовать как инструкцию для выживания

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний