Общество
 07 июня 2014, 11:42   1496

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «Выживут только любовники»
Режиссер: Джим Джармуш

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеВ нашем безнадежно смертном мире живут-поживают адепты бесконечности – вампиры и вампиреллы, которые питаются человеческой кровью и тем длят свое многовековое существование. В XXI столетии они уже совсем не те, какими их рисуют древние легенды: они приличные внешне люди – со своими увлечениями, страстями... и смартфонами, конечно. Двое таких, Адам и Ева, – муж и жена, которые на какое-то время оказались порознь, что и немудрено: он – депрессивный рокер, мечтающий о суициде, она – жизнерадостная поэтесса, готовая принять под своим крылом даже «зомби» (так вампиры называют смертных). Тем не менее, они в который раз находят друг друга в умирающем Детройте – бесцельно любят, вспоминают и беседуют о вечном. Однако идиллия нарушается с приездом Эйвы, младшей сестры Евы, бесконтрольной и инфантильной особы. На первый взгляд, она безобидна, а на поверку – сеет вокруг себя хаос и смерть.

Джармуш, пожалуй, не первый, кто обратил «вампирский» сюжет в нечто философское и умное, но он один из немногих, кто высек из него искру настоящей жизни. В образах Адама и Евы, как несложно увидеть, Джармуш исследует человеческую первопричину. Они начало жизни, свидетели ее расцвета и понятые ее кончины. Недаром действие происходит в полузаброшенном Детройте, городе-призраке, городе-пустоте, где из достопримечательностей – только андеграундные вечеринки и мертвые дома, в которых когда-то жили атланты.

На самом же деле действие происходит не столько в Детройте, сколько в самих персонажах: иногда приходится перебарывать свою натуру и отвращение к «зомби», иногда отстаивать свою правоту, но чаще — убеждать себя, что бессмертие имеет смысл и что не нужно убивать себя назло извращенному высшему разуму, сыгравшему злую шутку с горсткой «не таких, как все».

Положение Адама и Евы усугубляется еще и тем, что на Земле, вопреки расхожим мифам, не так уж много вампиров: кроме Эйвы нам встретится лишь еще один знакомый Евы – то есть хватит пальцев одной руки, чтобы объять всех бессмертных. Этот факт волнителен: проклятые они или избранные, помазанные богом или призванные дьяволом?

Фильм развивается на своей собственной глубине – на поверхности же происходит очень немногое, динамика сюжета напоминает самый неудачный фильм Джармуша «Пределы контроля», правда, в этот раз режиссеру удалось не вляпаться в тупик: если «Пределы контроля» – фильм ради фильма, бездушный эксперимент и художественное издевательство, то «Выживут только любовники» – фильм ради зрителя, в котором, впрочем, Джармуш по-прежнему порядком разочарован. Это, однако, не мешает ему снимать фильмы о любви и о любовниках, которые в данном случае просто-таки обязаны выжить.

Рекомендации «bc»: выделить на просмотр спокойный вечер


Продукт: «Здесь обитают призраки»
Автор: Джон Бойн

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеСразу становится понятно, чем вдохновлялся Джон Бойн, написавший «Здесь обитают призраки»: готическим романом и в частности творчеством Чарльза Диккенса, чьи «страшилки» и в наше время являются классикой жанра, а во времена самого Диккенса опрокидывали чувствительных дам в обморок, а некоторых стойких мужчин вынуждали спать при свечах. Джон Бойн не стал изобретать велосипед – и филигранно скопировал старомодную стилистику обстоятельного и временами занудного повествования, которое не скупится на подробности, уделяет особенное внимание мыслям и чувствам главных героев и нагнетает саспенс до критических температур.

Сюжет, кажется, представляет собой компоновку стереотипных поворотов: героиню приглашают на место гувернантки в дом, стоящий на отшибе; об этом месте говорят лишь дурное — и вскоре девушка убеждается в правоте молвы: холодные руки хватают ее за щиколотки по ночам, двери закрываются и открываются по собственной воле, мрачные фигуры (то ли тени, то ли видения) скользят вдоль стен и оставляют после себя запах серы.

«Клиенты» Элайзы (так зовут гувернантку) хоть и вполне материальны, но наводят еще больше странности: дело в том, что в доме живут лишь дети, мальчик и девочка, которые всячески увиливают и отказываются рассказывать, куда делись их родители. Незначительный сторонний персонал поддерживает дом в порядке, однако за прибранным фасадом кроется непростая тайна, с которой бедной Элайзе еще предстоит столкнуться.

Элайза, являющаяся большой поклонницей работ Чарльза Диккенса, несет заряд его литературы в разворачивающийся сюжет. Собственно, в книге все и начинается с Диккенса: Элайза со своим отцом отправляется на встречу венценосного автора с читателями и по дороге «папенька» простывает так, что спустя несколько дней умирает. Диккенсовские маркеры всплывают в тексте еще несколько раз и обозначают важную призму восприятия. Если смотреть на происходящее сквозь, например, рассказ «Дом с призраками» (пожалуй, самая предсказуемая аналогия), становится ясно: если Диккенс пытался развить традиции готической новеллы, то Джон Бойн скорее отдает должное Диккенсу, чем первоисточнику его вдохновения. Бойн, безупречный стилист, пишет скорее рецензию, чем роман: он рецензирует то ли Диккенса, то ли его эпоху – однако в своем отклике ему, конечно же, удается создать свою собственную историю.

История эта, хоть и состоит порой из издевательских клише и вряд ли способна устрашить современного «наевшегося» зрителя, но важной цели она достигает: над почившими в бозе «страшилками» XIX века расцветает романтичное сияние извечной веры в чудеса, которые сильнее самых страшных ужасов и достойны вашего внимания.

Вердикт «bc»: захватывающе

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний