Газета
 19 мая 2014, 13:20   3658

Прогноз по коже

Прогноз по коже
Обсуждение парламентариями прогноза основных показателей социально-экономического развития Пермского края вызвало к жизни еще более острый вопрос о необходимости формирования бюджетной стратегии на уровне региона и государства в целом.

 На минувшей неделе в стенах Законодательного собрания Пермского края при участии парламентариев и сторонних экспертов состоялся «круглый стол», посвященный прогнозу правительства социально-экономического развития (далее СЭР) Пермского края до 2020 года.

С основным докладом выступил заместитель главы администрации губернатора Сергей Юрпалов. Ключевым посылом прогноза стало то, что экономика Пермского края инертна и консервативна в своем развитии и никакие базовые показатели не претерпят существенных изменений. «Исходя из инерционных сценариев развития экономики региона мы не видим в долгосрочной перспективе сколько-либо существенного прироста или падения базовых показателей. Это связано с вопросами финансово-денежной политики, кредитными ресурсами и целым рядом других макроэкономических условий, которые не позволяют в полном объеме запустить механизмы экономического роста. Вообще за последние десять лет видно, что при всей динамичности изменения структуры региональной экономики общие цифры по бюджету остаются в коридоре, не превышающем инфляцию, что позволяет сделать вывод о консервативности данных величин и инерционности экономики с точки зрения возможных существенных качественных переломов СЭР», – отметил г-н Юрпалов.

Депутат Законодательного собрания Дмитрий Скриванов парировал: «Вы говорите, что бюджет – штука консервативная и что формировали его в определенных параметрах, так и продолжаем это делать, и, соответственно, имеется определенная инерция. Я думаю, что это все же не так. Считаю, здесь работает не экономика, а другие вещи, связанные с налоговым планированием корпораций и их инвестиционными намерениями», – рассуждает г-н Скриванов.

Тему влияния льгот на инвестиционную политику крупных корпораций затронул и сам г-н Юрпалов, отметив, что их предоставление в крае фактически не сказывается на инвестиционной активности предприятий. «Мы много дискутировали по поводу влияния льгот, в частности по налогу на прибыль организаций, имущество, и старались выявить их влияние на инвестиционную активность. И увидели, что сколько-то существенных изменений с точки зрения плюсов и минусов в этой части не наблюдается. Значения в этой области либо не находятся на уровне экономической ощутимости, либо на инвестиционную активность влияют другие общеэкономические условия», – пояснил г-н Юрпалов.

После доклада со стороны исполнительной власти с «особым мнением» выступил Дмитрий Скриванов, который усомнился в некоторых показателях, представленных в прогнозе, а также призвал к более плотному контролю за достижением прогнозных показателей. «У меня нет задачи кого-то критиковать по поводу точности или неточности прогноза, ведь вопросы здесь можно адресовать и самому Законодательному Собранию. Но от точности прогноза зависит и наша бюджетная стратегия в части поступления доходов и того, как мы совершаем расходы. В этом и прошлом году мы переоценивали свои силы именно потому, что не могли договориться и по-честному сказать друг другу, где мы находимся: в экономическом росте или же падении и т.д. Кроме того, считаю: чтобы не разочаровываться дефицитом бюджета, нам нужно определиться с тем, каков все же пессимистический вариант прогноза. У меня предложение возвращаться к этим вопросам, особенно в условиях турбулентности в экономике, минимум раз в три месяца».

В дальнейшем вопрос прогнозирования СЭР Пермского края перерос в обсуждение проблемы бюджетной стратегии региона. Полемика по этому поводу началась с предложения декана экономического факультета НИУ ВШЭ Андрея Емельянова, который обратил внимание на необходимость добавить в прогноз СЭР абсолютные величины. «Если мы обсуждаем параметры бюджета, то есть смысл добавить сюда некоторые абсолютные значения, тогда дискуссии, может, и не было бы. Например, какой прогнозируется объем поступлений по налогу на прибыль и т.д. В этом случае можно было проверять, попадаем мы в заданные параметры или нет, а предложенные за основы показатели ВРП могут и не влиять на формирование бюджета», – отметил г-н Емельянов.

На что Сергей Юрпалов ответил: «Когда мы говорим о прогнозе, то это один жанр, когда о формировании бюджета – то уже другой. Проблема в том и состоит, что у нас отсутствует бюджетная стратегия как в целом по стране, так и по Пермскому краю. Когда подобная стратегия будет введена, тогда бюджет и будет формироваться исходя из долгосрочных экономических прогнозов. Поэтому в данном случае мы прогнозируем не бюджет, а именно основные параметры СЭР. Проблема бюджетной стратегии – это ключевая проблема, конечно, это должно быть, и мы к этому идем», – пояснил г-н Юрпалов.

«Сегодняшний разговор так и сваливается в обсуждение бюджетного процесса. Поэтому я считаю, что прогноз сегодня не является «узким местом», не является проблемой. Скорее, претензии у нас будут именно к бюджету, к его исполнению, к его сегодняшним параметрам. Предыдущие 10 лет бюджетный процесс представлял из себя достаточно приятную процедуру. Мы регулярно в течение финансового года делили профицит, а сейчас, получив последние поправки в бюджет, находимся в таком положении, что я не знаю, как мы будем соблюдать баланс бюджета с предельным дефицитом», – подчеркнула Елена Зырянова.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний