Культура
 17 мая 2014, 13:15   1898

Что посмотреть и что почитать. Рекомендации "bc" на выходные

Что посмотреть и что почитать. Рекомендации "bc" на выходные

Режиссер: Вуди Аллен Продукт: «Жасмин»

Фильмы Вуди Аллена распознаются, конечно же, еще на вступительных титрах, однако в последнее время мэтр словно оступился. Его чудесный внутренний механизм дал неопределенный сбой – последовали такие ленты, как, например «Ты встретишь таинственного незнакомца», которые, казалось бы, несколько подпортили реноме блестящего знатока душ и мастера тонкой иронии. А проблема заключалась лишь в том, что Аллен принялся экспериментировать с жанрами, которые никогда не были ему подвластны. Комедия положений в описываемый период его творчества превратилась в комедию сугубо романтическую, бесполезную и постную.

Ныне Вуди Аллен вернулся к тому, с чего все начиналось. Не время ставить эксперименты на самом себе, решил он и снял «Жасмин» – тихую мелодраму в фирменном стиле, интонационно схожую с ранними фильмами постановщика, но при этом по-современному динамичную и даже с вкраплениями арт-хауса. Одноименная героиня оказывается в непростой жизненной ситуации, да что там непростой – прямо-таки катастрофической: ее богатый муж, спонсировавший все капризы, оказывается за решеткой, а потом и за гробовой плитой. Теперь Жасмин один на один с безденежьем и сопутствующими ужасами. В поисках поддержки она отправляется к сестре в Сан-Франциско, но здесь совсем другая жизнь и совсем другие люди. В итоге все по Вуди Аллену: никто не понимает друг друга и, в общем-то, даже не пытается понять – это усугубляет веселье и одновременно обостряет концовку.

Жасмин – типичная светская львица, утопающая в роскоши, поэтому разрыв с прошлой жизнью, разумеется, дается ей чрезвычайно тяжело. Собственно, разрыва и нет: Жасмин просто отказывается верить в произошедшее и ведет себя так, будто ничего не случилось. Но положение вещей и ее кошелька вынуждает предпринимать определенные меры, это и служит главной подоплекой ленты – сопротивление человека незнакомой среде и попытки к этой среде приспособиться.

Взгляд режиссера, пожалуй, больше прежнего сосредоточен на главной героине, которую не получается толковать однозначно. Кажется, ей невозможно сочувствовать: сначала зрителя раздражает ее болтливость и манерность, затем – многоэтажная ложь, которой она прикрывает свое бессилие, и лишь под конец становится ясно, что Вуди Аллен вывел на сцену персонаж нового склада, точнее, его отсутствия – лишенца и парию: у нее было все, но не осталось ничего, даже самой себя. Это последнюю ключевую потерю Жасмин несет в схватке со своим упрямством, которое превращает ее в жертву вялотекущей шизофрении. Впрочем, ирония Вуди Аллена в данном случае довольно сдержанна, ведь Жасмин пострадала от любви, а значит, когда-нибудь она наследует счастье.

Вердикт «bc»: мастерски

Продукт: «Средний пол» Автор: Джеффри Евгенидис

В свете событий последних дней не заметить книгу с названием «Средний пол» сможет разве что только слепой. У всей вольномыслящей Европы на устах сегодня имя Кончита. Между прочим, вполне сопоставимое с Каллиопой. Последняя является главной героиней, а скорее главным героем (тут уже каждый читатель решит сам) романа американского писателя Джеффри Евгенидиса «Средний пол», за который он получил престижную Пулитцеровскую премию 2003 года. Можно, конечно, рассуждать о том, что она была присуждена не за мастерство и реальную художественную ценность, а за актуальность темы и своевременную подачу материала, однако в данном случае это было бы несправедливо.

Безусловно, основу сюжета романа составляет тема транссексуализма, но она не сводится к сексуальной ориентации или эмоционально-чувственным предпочтениям конкретных героев. Здесь проблема предстает на уровне генетических отклонений и, если хотите, мутации. Да, научных объяснений случившемуся в семье Стефанидис в книге предостаточно. Причем они так умело вписаны Евгенидисом в композиционную канву романа, что их смело можно назвать достоинствами произведения.

Однако самой главной ценностью книги является все же ее эпохальность. Перед читателем разворачивается история сразу нескольких государств. Мы узнаем ее по рассказу Каллиопы Стефанидис, которая делится воспоминаниями о том, как ее греческие бабка и дед стали гражданами Америки. С помощью своей исповеди героиня решила найти и объяснить причины того, почему, рожденная миловидной девочкой, она не стала заботливой матерью или соблазнительной женщиной, а превратилась во вполне себе брутального вида мужчину.

История судеб сразу нескольких поколений семьи Стефанидис предстает на фоне картин Средиземноморья времен греко-турецкой войны, Америки ХХ века с яркими образами начала 20-30-х годов, периода Второй мировой войны и последовавшего за ней экономического развития. Читатель познакомится и с современной Европой. Джеффри Евгенидис искусно вплетает индивидуальные жизненные истории в события государственного и даже общемирового значения и демонстрирует, как они влияют друг на друга.

При этом герои романа «Средний пол» – не исключительные люди. Им не чужды проблемы любого обычного человека. Исключением является только сам герой (или героиня), убежденный в том, что судьбу его предопределили не всегда разумные решения, а в иных случаях роковые ошибки его родителей. Они-то и стали причиной не только морального, но и анатомического раздвоения героя, принесшего ему, по большому счету, одни разочарования.

рекомендации «bc»: не пытайтесь повторить

Поделиться:
Все новости компаний