Газета
 28 апреля 2014, 13:20   4917

Рост под шумок

В пермских магазинах продолжают дорожать продукты. Ритейлеры обвиняют поставщиков, а последние утверждают, что последнее повышение цен было в конце 2013 года.

 По оценкам пермских ритейлеров, с начала года продукты питания подорожали в среднем на 10-15%, по отдельным категориям рост достиг 30%. Импортные товары «потянулись» за курсом иностранной валюты, поспешили вслед за ними и цены на российские продукты. «Стоимость импортных товаров увеличилась пропорционально курсовой разнице. Однако на часть из них с 1 января были снижены таможенные пошлины в связи со вступлением в ВТО, поэтому рост цен оказался меньше, чем мог быть. По нашим оценкам, пока цены на импортные товары увеличились примерно так же, как и на российские, которые в последние несколько месяцев заметно подорожали», – отмечает Вадим Юсупов, руководитель ГК «Норман-Виват». По словам Виктории Сысковой, коммерческого директора сети «Добрыня», импортные товары подорожали примерно на 10-15%, при этом рост цен коснулся всей продукции, не только зарубежной.

По данным «Пермьстата», средний рост цен на продукты в марте 2014 года оказался в 20 раз выше, чем год назад (2% против 0,1%). По ряду продуктов он оказался еще значительнее: сахарный песок подорожал на 8,8%, рыба – на 7%, некоторые овощи и фрукты – на 25,5%. По словам Вадима Юсупова, с сентября прошлого года по настоящее время потребительская инфляция составила 6-8%, но некоторые продукты питания выросли гораздо серьезнее. При этом цена на продукцию российских сельхозпроизводителей росла более быстрыми темпами, чем на импорт. «В этом году овощи и фрукты (сейчас их уже нет) стоили на 25-30% больше, чем в прошлом году. Если в среднем российские товары выросли примерно на 8%, то такие категории, как овощи, фрукты, молочные и мясные продукты – процентов на 20», – рассказывает Вадим Юсупов.

Рост цен на импортную продукцию эксперты «bc» предсказывали еще в марте, связывая его с курсом валют. По мнению Вадима Юсупова, курсовая динамика напрямую повлияла на стоимость товаров. «У многих производителей высокая степень валютной составляющей, даже у российских предприятий, цены на продукцию которых увеличились пропорционально росту доллара и евро. То есть они косвенно ориентируются на курс», – считает Вадим Юсупов. Об аналогичной тенденции говорит и Виктория Сыскова, отмечая, что поставщики мотивируют подъем цен ростом валюты. Источник «bc» в ЗАО «Тандер» (развивает сеть «Магнит»), напротив, отмечает, что курсовая динамика никак не повлияла на стоимость продукции, а по некоторым категориям зафиксировано снижение цен.

Местные производители категорически не согласны с тем, что подорожание товаров на полке происходит из-за роста себестоимости продукции. По словам Андрея Витюховского, генерального директора Агрохолдинга «Русь», на местных производителей динамика валют не повлияла. «Примерно 20% производителей используют импортную технику. Повышение доллара не может повлиять на рост себестоимости продукции производителя. На нее влияют такие факторы, как цена топлива и кормов, которые достаточно стабильны», – объясняет Андрей Витюховский.

По его словам, первыми цены поднимают ритейлеры, выравнивая стоимость российских и импортных товаров на «полке». «В конце прошлого года был скачок цен по молочной продукции, это связано с тем, что у заводов цена закупа сырья выросла, в этом году такого нет. Кроме того, согласно контрактам, повышение цен на продукцию возможно раз в квартал и, как правило, не составляет более 3-5%. В этом году импортные продукты выросли в цене, и сети подняли всю «полку», – считает Андрей Витюховский.

Поделиться:
Все новости компаний