Газета
  1. Газета
 07 апреля 2014, 13:20  

Частная газификация

Город Пермь не попал в федеральную программу приобретения газомоторных автобусов. Теперь собственники автобусов просят гарантировать постоянную индексацию тарифов и помощь в приобретении подвижного состава.

 Пока без программы

В 2013 году федеральной программой предусматривалось выделение финансовых средств для Пермского края на приобретение трамваев, троллейбусов и газомоторных автобусов. В прошлом году на условиях софинансирования было приобретено 5 троллейбусов для муниципалитета города Березники.

Муниципалитету Перми по итогам прошлого года не удалось получить федеральные средства на приобретение газомоторных автобусов. Аналогичная федеральная программа на 2014 год еще не принята, однако глава минтранса Владимир Митюшников отметил, что при ее возобновлении краевые власти попытаются войти в программу еще раз. В настоящее время краевые чиновники совместно с властями Перми решают вопрос о том, как стимулировать частных автобусных перевозчиков постепенно переходить к эксплуатации газомоторных автобусов. В минтрансе планируют в течение пяти лет перевести на голубое топливо 50% подвижного состава города. Таким образом, к 2018 году пермские перевозчики должны пробрести порядка 400 газомоторов, учитывая, что общее количество пассажирских автобусов в краевой столице – 800.

Перевозчики на газу

Со своей стороны перевозчики в ходе обсуждения вопроса с краевыми властями выдвинули ряд собственных требований. Последнее совещание, посвященное этому вопросу, состоялось на минувшей неделе. Так, представители частного бизнеса попросили снижения для них транспортного налога на 50%, а также заключения договора на перевозки сроком не менее 5 лет и ежегодной индексации тарифа. При этом автомобильные газонакопительные компрессорные станции (АГНКС), по предложению частного бизнеса, должны строиться на расстоянии не более 2-3 км от автотранспортного предприятия (АТП). Перевозчик Игорь Колесников, единственный пока ИП в Перми, который начал приобретение газомоторов, отмечает: экономия на топливе по сравнению с дизельным составляет порядка 30%. «Условия госпрограммы софинансирования распространялись на отечественные марки автобусов. При этом качество сборки отечественных моделей оставляет желать лучшего», – заявил г-н Колесников.

«Газомоторное топливо будет индексироваться один раз в год. И в ближайшие пять лет не предвидится предпосылок для изменения подобной ситуации. Цена на газ не будет расти и меняться в таких масштабах, как на дизельное топливо или бензин. Например, в той же Удмуртии перевозчики это понимают и переходят на газовое топливо», – отмечает генеральный директор ООО «М трейд» Максим Шикунец (компания занимается установкой и продажей оборудования для АГНКС и газомоторов).

Копейка к копейке

К обсуждению вопроса работники краевого Минтранса привлекли также работников банковской сферы. «Какие варианты вы можете предложить перевозчикам с учетом того, что они не могут показать вам большой выручки?» – задал вопрос банкирам Владимир Митюшников. Принимавшие участие в заседании представители ВТБ-24 и Сбербанка предложили на выбор лизинг или кредитование. При этом представитель ЗАО «Сбербанк лизинг» Алексей Лабутин сообщил, что компания напрямую сотрудничает с ООО «Газпром газомоторное топливо» и в той же Удмуртии объемы лизинговых сделок Сбербанка составляют около 100 млн рублей. В регионе в течение пяти лет частными перевозчиками должно быть закуплено порядка 500 газомоторных автобусов. «Структура лизингового финансирования должна быть субсидирована из федерального, краевого или муниципального бюджета. Причем субсидирован должен быть либо лизинговый платеж, либо первоначальный лизинговый взнос или его часть», – пояснил Алексей Лабутин. Начальник отдела малого бизнеса ВТБ24 Ирина Кисилева предложила рассмотреть вариант, при котором в качестве поручителей за перевозчиков выступит Пермский гарантийный фонд. Владимир Митюшников пояснил, что в краевом бюджете пока не заложены средства на субсидирование перевозчиков, а вопрос того, чем муниципалитет Перми может помочь частным перевозчикам, еще будет обсуждаться с Дмитрием Самойловым, врио главы городской администрации.

Средняя стоимость газомоторного автобуса – 8 млн рублей, срок амортизации, по словам Игоря Колесникова, составляет восемь лет. «Система возмещения затрат НДС путем лизинговых платежей перевозчикам неинтересна. Потому что идет удорожание кредитных ресурсов по сравнению с обычным кредитованием на 3-4%. Нам проще брать обычный кредит в банке. Это обходится дешевле», – заявил Игорь Колесников. При таких сроках амортизации перевозчикам представляется вполне логичным требовать от городских властей заключения 5-летнего контракта на перевозки. Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Ирина Ястребова утончила, что решением Пермской городской думы утверждены 3-летние контракты. «Перевозчики в других регионах охотней приобретают газомоторные автобусы, потому что имеют долгосрочные контракты. В том же Нижнекамске с предпринимателями заключают контракты на «пятилетку», – отметил Максим Шикунец. Владимир Митюшников предложил «на первом этапе» ограничиться трехлетним периодом с возможностью продления контракта до 5 лет.

Площадки для АГНКС

На сегодняшний день в Перми две АГНКС – на улицах Верхнемуллинской и Целинной. Чтобы стимулировать развитие газовой инфраструктуры, в ноябре депутаты Пермской городской думы приняли решение передавать муниципальную землю для строительства АГНКС без проведения аукциона. ООО «Газпром газомоторное топливо» направило в адрес администрации две заявки. Как сообщили «bc» в пресс-службе мэрии, в предоставлении площадки по адресу Бродовский тракт, 15 газовикам отказали, поскольку на участке находится объект недвижимости, принадлежащий по праву собственности частному лицу. По площадке на Ласьвинской, 98 департамент земельных отношений оформил акт о выборе земельного участка для строительства АГНКС. От ООО «Газпром газомоторное топливо» не удалось получить информацию о том, когда начнется строительство станции и планирует ли компания в ближайшее время подавать заявки на другие участки. Однако, по словам представителей Минтранса, на днях министерство получило от ООО «Газпром газомоторное топливо» письмо, в котором газовики заверили, что готовы строить АГНКС на территории города.

Как отмечает Владимир Митюшников, при строительстве газонакопительных станций важно учитывать логистические особенности участка. Площадка на Ласьвинской не является оптимальной для большинства перевозчиков, считает глава минтранса. Максим Шикунец предлагает воспользоваться опытом Удмуртии и Татарстана. «Проблему недостаточно развитой инфраструктуры на начальных этапах перевода транспорта на газ можно решить с помощью мобильных АГНКС, которые будут располагаться непосредственно на территории АТП», – отметил специалист. Г-н Митюшников рассказал, что ранее у компании «ЛУКОЙЛ» существовал проект размещения в городе мобильных АГНКС, его реализация сегодня находится на стадии согласования.

Все новости компаний