Газета
  1. Газета
 07 апреля 2014, 13:20  

Дама в сумерках

Дама в сумерках
Театр-Театр сделал из «Пиковой дамы» спектакль о старости и уходе из жизни.

Премьерный спектакль «Пиковая дама» в Театре-Театре является частью долгосрочного проекта «Играем в классиков». Проект этот декларирует принципиально новый подход к постановке классических произведений и призван привлечь в театр молодых зрителей. Первые два спектакля, вышедшие в этой серии в прошлом году, с задачей справились: «Горе от ума» и особенно «Анна Каренина» собрали полные залы и стали предметом оживленной дискуссии в прессе и обществе.

Для постановки спектакля по повести Пушкина «Пиковая дама» Театр-Театр собрал звездный состав, в Пермь приглашены самые известные деятели современного российского театра: режиссер Никита Гриншпун, сценограф Зиновий Марголин, художник по костюмам Мария Данилова, композитор Фаустас Латенас, художник по свету Александр Сиваев.

Повесть Пушкина, недописанная и недосказанная, дает возможность для самой разной трактовки событий: это может быть мистический триллер, или любовная история, или рассказ о безумце, одержимом страстью обогащения. «Пиковую даму» экранизировали инсценировали не раз, и чаще всего в центре внимания находился Германн. В пермском спектакле главным действующим лицом стала старая графиня.

«Современный театр должен быть искренним и говорить о самых сокровенных вещах, о которых человек боится сказать даже самому себе, – рассказывает Зиновий Марголин, сценограф спектакля. – Наш спектакль грустный, он о таком важном моменте, как конец человеческой жизни. О том, как ты становишься в тягость всем окружающим, как мучаешь всех, цепляясь за жизнь и куда-то уходя».

Этот смыслообразующий мотив определил и аскетическое оформление спектакля. Нет ни пышных бальных залов, ни интерьеров богатого дома. Сценограф Зиновий Марголин построил удивительную декорацию – это огромная, во всю сцену, наклонная серая панель с глубокими проемами, уходящими глубоко под сцену, на ней – несколько небольших уличных решеток-ограждений. Не изменяясь внешне, декорация в зависимости от действия волшебным образом является то петербургской улицей, по которой бегут домой припозднившиеся игроки в карты, то коридорами дома, по которому мечутся слуги и приживалки.

Режиссерские решения, найденные Никитой Гриншпуном для изображения невыносимого повседневного существования графини и ее окружения, можно назвать изощренными.

Старая графина появляется на сцене из могилы. Откуда-то снизу раздается властный голос: «Лиза! Вели закладывать лошадей!». Уличная решетка сразу прочитывается как кладбищенская оградка, а слуги, стоящие по обе стороны, начинают вытягивать из глубокого проема на двух узких полотнищах графиню, внешне похожую на живую мумию.

Визуально расшифровав состояние «одной ногой в могиле», режиссер и дальше играет смыслами. Германн забрасывает Лизу письмами буквально: сминает огромные (по сравнению с обычным письмом) листы бумаги и бросает их в Лизу, которая сидит в этой бумажной куче.
Спектакль очень грустный. Несчастна Лиза, несчастен Германн, несчастно все окружение графини, несущее свой крест, вынужденное ухаживать за немощной и почти недвижимой старухой.

Но истинно трагичен образ графини. Ведь несмотря на старческую немощь, сама она в душе воспринимает себя как молодую красавицу. И обсуждая с гробовщиком собственные похороны, заказывает белое атласное платье и гирлянды живых роз.

Смерть приходит к графине вместе с Германном и избавляет от страданий всех, кроме него. «Перестаньте ребячиться!» – гневно кричит Германн на графиню, требуя рассказать про три карты, открывающие путь к богатству. И видит, как вместо старухи от него, смеясь, кокетливо убегает прелестная молодая женщина в белом атласном платье – юная графиня, танцевавшая на балах в Версале, кружившая головы поклонникам, та самая, которой Сен-Жермен открыл секрет трех карт.

Смерть и превращение графини – одна из самых сильных сцен в спектакле, за которую надо отдельное спасибо сказать нашей замечательной актрисе Ирине Максимкиной, прекрасно сыгравшей сложную роль. Ее достойными партнерами стали Михаил Чуднов в роли Германна и Ксения Данилова в роли Лизы.

Пермская «Пиковая дама» наверняка понравится критикам и смело может претендовать на престижные театральные премии. Но спектакль вряд ли будет обласкан вниманием широкой публики. Интеллектуальный театр всегда оставляет тревожащее ощущение, как будто кто- то знает о тебе больше, чем ты сам. Так и должно быть, слишком болезненная тема затронута, слишком умно и талантливо она воплощена.

Все новости компаний