Газета
 24 марта 2014, 13:20   2282

Книга

Книга
Продукт: «Чтиво» Автор: Джесси Келлерман

Все ведь знают, что такое антивещество и античастицы – если коротко, это материя, которая по основным физическим показателям походит на оригинал, но на самом деле составлена из противоположных характеристик и черт. Вот и Джесси Келлерман написал антидетектив, который, если не вглядываться, напоминает то ли неудачный шпионский триллер, то ли цветистый сюрреализм в духе «Макулатуры». Но на самом же деле «Чтиво» – это чемодан с двойным дном. Теперь честно: лучше вам к нему не притрагиваться.

А начинается все за здравие: мрачноватый и бесталанный главный герой, которому ко всему прочему не повезло с фамилией (Пфефферкорн), всю жизнь завидует и равняется на своего приятеля: тот разбогател на писательском поприще, увел у Пфефферкорна женщину, а потом сгинул в морской катастрофе. События принимают неожиданный оборот: Пфефферкорн становится любовником вдовы и собственником последнего романа приятеля. После некоторой «доводки» Пфефферкорн выпускает книгу под своим именем и в одночасье обретает богатство и славу. Далее туго закручивается детективная спираль – литературный агент приятеля разоблачает плагиат, но не собирается сдавать воришку с потрохами, а выкладывает ему все начистоту: оказывается, друг Пфефферкорна был шпионом, а его романы, переведенные на десятки иностранных языков, – хитроумными шифровками, рассылаемыми по всему миру в качестве призыва к кровавому действию.

Если такой поворот событий, отняв у него всю художественную метафоричность, еще можно переварить, то далее начинается нечто уже совсем неправдоподобное (разведчиком, контрразведчиком или саботажником оказывается каждый второй персонаж, при этом каждый первый вооружен и носит накладные усы, даже если он – она). И становится понятным, что Келлерман затеял недоброе: решил обойтись со старым добрым шпионским детективом по-своему и оживить его бездыханное тело могучими вливаниями постмодернистского нуара и междустрочной иронии. Подопытный ожил.

Неизвестно, с кем сводил счеты Келлерман, но вышло динамично и современно. Строго говоря, авторство «Чтива» ощущается лишь на первых порах, где Келлерман закладывает блестящую идею романа-шифровки, что по совместительству – бомба замедленного действия: неизвестно, в какой голове, комнате или провинции она рванет. Затем все встает на отутюженные рельсы и плавно катится под откос: Пфефферкорн только успевает уклоняться от разрывных пуль, отравленных лезвий, очаровательных соблазнительниц, хищных восточноевропейских диктаторов, виселиц, расстрельных команд, расторопных похитителей и так далее.

Содержание второго дна «Чтива», очевидно, придумывает читатель. Что там, под цветастыми тряпками, летними мокасинами и туалетными принадлежностями? Художественная контрабанда? Оружие массового уничтожения? Или пустота?

Вердикт «bc»: читабельно

Поделиться:
Все новости компаний