Газета
 17 марта 2014, 13:20   2271

Кино

Кино
Продукт: «12 лет рабства» Режиссер: Стив Маккуин

В 1841 году свободнорожденного афроамериканца Соломона Нортапа похищают из его родного города Саратога-Спрингс. Нортап оказывается сначала в тюрьме для таких, как он, несчастных, а потом – в рабстве в одном из рабовладельческих южных штатов. Соломон получает нового хозяина, новое имя и новую жизнь, где он вынужден скрывать свою образованность, выносить несправедливости и нападки надсмотрщиков и постоянно переживать утрату своей семьи. Он, разумеется, не оставляет попыток связаться с родными, но на пути встают непредвиденные обстоятельства или даже предательство тех, кому герой посмел довериться.
 

Для Соломона Нортапа все завершится не так фатально, как для большинства жертв рабовладельческого строя в США. Нортап добьется свободы и напишет об этом книгу, которую и экранизирует Стив Маккуин. Нортап, одна из ключевых фигур аболиционистского движения, безусловно, является идеальным «материалом» для демонстрации духа борьбы против всех, кто желает поработить, поглотить, утвердить свою абсолютную власть. Мемуары Нортапа – литература, которая будет актуальной даже спустя пару веков. Режиссер экранизации Стив Маккуин, который получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм года», посвятил ее всем рабам, бывшим и нынешним.

У фильма соответствующая концепция – во всей «красе» манифестировать зрителю пороки и ужасы рабовладельческого строя и возвеличить тех, кто сохраняет желание его свергнуть. Собственно, такой посыл не делает картину Маккуина безупречной, в ней множество недочетов, начиная от пафосного камео Брэда Питта и заканчивая общей бессюжетностью, но все-таки у «12 лет рабства» не отнимешь главного – это уже классика кинематографа. Кажется, он и создан был для того, чтобы стать классикой и получить «Оскар». Если бы не сцены могучего и беспринципного насилия, на которых акцентирует внимание камера, то можно было бы подумать, что ленту создали пару десятилетий назад. Ее старомодная стать выпирает из-под современного платья. Ладные и гладкие диалоги с тем же успехом могли быть замещены молчанием, ведь они здесь исключительно для атмосферы.
С другой стороны, никто и не требовал от Маккуина задора и лихости «Джанго». Здесь требовались именно ремесленный подход и человек, который способен разнообразить тягучий мемуарный текст удобоваримым видеорядом.

При всех придирках «12 лет рабства» создает чувство неизбежности победы добра над злом, а точнее – над нейтралитетом, обоснованным коммерческими, идеологическими или историческими соображениями. Маккуин не делает из всех рабовладельцев негодяев, он оставляет им шанс быть приличными людьми, таковыми их делает главный герой, который оттеняет их неугасимым светом последней надежды.

Вердикт «bc»: свобода!

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний