Газета
 10 марта 2014, 13:20   4903

У кого циркуль кривой?

У кого циркуль кривой?
Краевой минпромторг пытается примирить крупных ритейлеров региона и городскую администрацию. Предприниматели публично выразили недовольство деятельностью мэрии, чиновники в ответ упрекнули бизнес в сокрытии информации.
Автор: Кирилл Перов

На минувшей неделе на площадке краевого минпромторга состоялось совещание, посвященное розничной торговле алкоголем на территории города Перми. Мероприятие стало реакцией минпромторга на опубликованное 28 февраля обращение бизнес-сообщества к городским и краевым властям. В документе сообщалось, что принятое 30 декабря прошлого года постановление мэрии «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» фактически ставит под угрозу легальную торговлю алкоголем в Перми и способствует развитию теневого бизнеса. Предприниматели также предложили доработать документ с учетом опыта других регионов, где подобные постановления разрабатывались «с использованием логики и ума».

«Вступление в силу постановления привело к тому, что порядка 40% действующих лицензий на продажу алкоголя не попадают в указанное правовое поле. Это вызывает у нас опасения как у лицензирующего органа с точки зрения организации этой деятельности и отчисления налогов. Нововведения в сфере розничной продажи алкогольной продукции не должны ударить по легальному бизнесу. Мы обязаны найти компромисс, чтобы избежать перегибов в муниципалитетах, – сообщил глава минпромторга Кирилл Хмарук.

Со своей стороны заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев напомнил собравшимся, что проект постановления был издан и опубликован еще в апреле 2013 года. Уже тогда было решено отказаться от измерения шаговой доступности, как непрозрачного метода определения расстояния от «антиалкогольных» объектов, и перейти к измерению радиуса в качестве наиболее понятного способа определения границ запрета. В августе мэрия провела совещание с участием городских депутатов и представителями Торгово-промышленной палаты, после которого и было принято компромиссное, по мнению городской администрации, решение. Документ устанавливал радиус 20 метров до входа в организации общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, и радиус 50 метров до входа в стационарный торговый объект, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции. «Постановление принималось прежде всего для того, чтобы защитить социально значимые учреждения от торговли алкогольной продукцией. Возможно, сейчас необходимо заново отнестись к расстояниям и защитить интересы тех организаций, которые уже получили лицензии», – отметил Виктор Агеев

Кроме того, чиновник упрекнул торговые сети в уклонении от взаимодействия с мэрией. «17 февраля мы направили обращение в крупные торговые сети, где просили предоставить информацию о количестве и местоположении магазинов. Откликнулись только четыре сети: «Монетка», «Добрыня», «Винница», «Черный доктор». Проигнорировали письмо 5 сетей: «Красное и белое», «Пятерочка», «Лион», «Ангор». А две крупнейшие сети – «Семья» и «Норман-Виват» – отказались от предоставления такой информации. Прошу заметить, что в подобных условиях мэрии достаточно трудно учитывать интересы бизнеса», – отметил Виктор Агеев.

«Легальная розница вынуждена закрывать свои магазины, а теневые предприниматели остаются в выигрыше»

Елена Гилязова, выступившая от лица предпринимательского сообщества, не ответила на упреки г-на Агеева, но указала на недостатки спорного документа. «На мой взгляд, просто недопустимо принятие таких постановлений, которые затрудняют добросовестным предпринимателям ведение бизнеса. Сейчас легальная розница вынуждена закрывать свои магазины, а теневые предприниматели остаются в выигрыше. Мы ставим препоны и рогатки именно легальному бизнесу. Не всегда понятна логика составления списка объектов, вблизи которых запрещается реализовывать алкоголь. Акт основан на нормах федерального закона. Однако авторы постановления федеральный закон трактуют достаточно вольно», – заявила г-жа Гилязова. По оценкам парламентария, в своем нынешнем виде постановление способствует развитию коррупции.

«В мэрии тянули долго, но проблемы остались»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов поддержал Елену Гилязову, пояснив, что городские власти произвели недостаточную оценку регулирующего воздействия документа. «Постановление дестабилизирует ситуацию во всех сферах потребительского рынка. Весной прошлого года проблема регулирования розничной торговли алкоголем стояла достаточно остро. Большинство муниципалитетов разрабатывали аналогичные документы с целью максимально сохранить существующий рынок алкогольной продукции. Пермь стала одним из последних муниципалитетов края, где документ был принят. Тянули долго, но вопросы все равно остались», – заявил г-н Белов. Также бизнес-омбудсмен предложил провести ревизию объектов, вблизи которых алкоголь продавать запрещено. Его поддержали и представители торговых сетей, заявившие, что в существующую схему вошли предприятия, которые не могут быть отнесены ни к культурным, ни к медицинским, ни к образовательным учреждениям. Представитель торговой сети «Красное и белое» Сергей Шумаков привел в пример решение властей Нижнего Новгорода, где в схему включены только государственные учреждения, а не коммерческие структуры. Также предприниматели предложили отказаться от идеи измерения расстояний от социально значимых и опасных объектов по радиусу и вернуться к вычислению пошаговой доступности. Виктор Агеев назвал эту инициативу сомнительной.

По итогам совещания была создана рабочая группа, которая займется корректировкой спорного постановления. Возглавил группу Кирилл Хмарук. В течение месяца группа разработает новый проект постановления с учетом всех замечаний. Уже сейчас известно, что в документ будет внесена поправка, согласно которой новые правила не распространятся на объекты, уже получившие лицензию, и на объекты, чья лицензия подлежит продлению. При этом Виктор Агеев отметил, что при смене способа измерения расстояния до объектов торговли алкоголем муниципалитету понадобится новая схема размещения объектов. «Новая схема – это большой труд. С учетом того, что средств на ее разработку в городском бюджете сейчас не предусмотрено, даже два квартала – это достаточно оптимистичный срок ее создания», – предупредил г-н Агеев.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний