Газета
 10 марта 2014, 13:20   2315

Актуализировать традиции

Актуализировать традиции
Генеральный директор Пермского дома народного творчества «Губерния» Татьяна Санникова: «Важно дать посыл, что традиционная культура современна и актуальна, нужна тебе и мне».

Татьяна Марковна, расскажите несколько слов о Пермском доме народного творчества.
– Пермский дом народного творчества создан в 1943–1944 году. Во-первых, дом народного творчества – это место для досуга, творческого времяпрепровождения. Во-вторых, мы оказываем организационную поддержку всех видов любительского народного творчества для муниципальных учреждений культуры всего Пермского края, которых на территории края более 800. Поэтому наша жизнь, с одной стороны, очень творческая, и на площадке «Губернии» создано большое число творческих коллективов, организуется множество культурных мероприятий. С другой стороны, это нелюбимая многими «бумажная» работа, когда мы должны заниматься статистикой, аналитикой, подготовкой методических рекомендаций. В целом по стране не так много учреждений, которые одновременно совмещают в себе эти два вида деятельности, хотя региональное учреждение народного творчества есть в каждом регионе России. Интересно, что наше «головное» учреждение – Государственный Российский дом народного творчества – отметил уже 90-летие! История его началась задолго до советских времен!

В чем Вы видите миссию вашего учреждения?
– Наша миссия заключается в сохранении нематериальной культуры народов России, актуализации традиционной культуры в различных формах, в поиске баланса между традицией и современностью. Важно сохранить преемственность поколений, национальную самобытность, показать, что традиционная культура востребована, нужна каждому.
И опыт Пермского дома народного творчества интересен в стране. Уже неоднократно на мероприятиях всероссийского масштаба мы делились собственными наработками, демонстрировали, чего нам удалось достигнуть за последние несколько лет.

Нам кажется, что «Губерния» нашла свою нишу в общей культурной среде города и края: мы занимаемся именно народной культурой, и это так же важно, как театр оперы и балета или музей. У нас есть свой зритель – очень разный и интересный.

Почему традиционные праздники могут быть интересны современному человеку?
– Все праздники, все обряды традиционного русского календаря устремлены в будущее. Современники редко задумываются, что суть народного праздника – не в счастливом досуге, а в коллективной «работе» по созиданию благополучного будущего. И с этой точки зрения праздник – вообще-то работа серьезная. Ведь если смысл Масленицы – разбудить землю, подготовить ее к будущему севу, то есть блины на Масленицу и с гор кататься – не просто развлечение, а «ответственное мероприятие». И важно, что все эти действия – обязательно коллективные. В традиционном празднике непременно есть место для всех, для каждого. Народный праздник – не зрелище, или не просто зрелище – а способ коммуникации. Именно этого нам, компьютеризированным, сегодня и не хватает. Общения глаза в глаза, умения находить общий язык с разными поколениями…

Можно ли сказать, что благодаря вашей работе формы традиционной культуры идут в массы?
– Да, можно. Всего несколько лет назад, до 2009 года, День города представлял собой одну большую сцену и огромную толпу, в общем-то, не слишком симпатичную. И казалось, что изменить привычный способ поведения огромного числа людей просто невозможно!

Теперь же ситуация радикально изменилась. Неслучайно жители города перестали «эвакуироваться» на дачи, лишь бы не видеть эту толпу. И дело не только в том, что просто запретили продавать алкоголь. Формат праздника теперь предполагает множество площадок для людей разных интересов, интерактивные формы, вовлеченность зрителя, его соучастие. То, что отличает традиционную культуру по сути. По сути, а не по форме: народный праздник – это не только хороводы. Хотя и настоящий хоровод – человек на 200–300 – удивительное и привлекательное для современного человека явление.

В 2010 году мы плясали самую длинную в мире кадриль. (Длинную – в метрах, не в минутах.) И участниками ее стали не только танцевальные коллективы, а простые люди, которым было весело. Ни много, ни мало – 540 человек!

Лично Вам какая форма народного творчества ближе всего?
– Я более 15 лет занималась в фольклорной этнографической студии, поэтому основной формой познания народной культуры были экспедиции, реконструкция традиционного костюма, попытка петь так же, как жители деревень, познание обрядовой структуры. В то же время мне нравится процесс организации поддержки различных форм народной культуры, любительского творчества, поиска новых форм, режиссура мероприятий в разных пространствах. И еще более мне нравится быть «хозяйкой» большого терем-теремка с комнатой сказок и большим творческим коллективом, способным творить чудеса!


 

Поделиться:
Все новости компаний