Газета
  1. Газета
 03 марта 2014, 13:20  

Каждый второй

Пермяки покупают меньше автомобилей, но все больше в кредит. По оценкам экспертов, такие продажи составляют порядка 50%. Причины – снижение покупательной способности и льготные автокредиты.

 Кредитование стало драйвером роста автомобильного рынка в 2013 году, который позволил ему стабилизироваться во втором полугодии, считают эксперты. В прошедшем году автозаймы стали пользоваться повышенным спросом, каждый второй автомобиль был куплен в кредит (в 2012 году – каждый третий). За год, по экспертным оценкам, в Прикамье было продано свыше 20 тыс. автомобилей в кредит, или более 45% в общем объеме продаж. По словам Виктории Вшивковой, руководителя отдела продаж и отдела кредитования и страхования «Вега-Моторс», процент проданных автомобилей в декабре кредит достиг 80%, сейчас эта доля составляет порядка 30%. По оценкам региональных экспертов, в Прикамье в разных банках кредитный портфель по этому сегменту вырос от 20% до 34%.

Подняли льготами

Напомним, в первой половине 2013 года эксперты говорили о достаточно низких темпах роста объемов автокредитования в связи с низкими продажами автомобилей и возлагали большие надежды на программу льготного автокредитования, которая досрочно завершилась 31 декабря 2013 года. Однако, по оценкам экспертов, взрывного роста за ее запуском не последовало, хотя заметное оживление она обеспечила. «Спрос на продукты в рамках льготной программы был. Но сказать, что она оказала существенное влияние на наши высокие темпы продаж, не совсем правильно, так как имела место целая совокупность факторов: госпрограммы, партнерские программы, укрепление взаимоотношений с автодилерами», – отмечает Светлана Щеголева, управляющий ВТБ24 в Пермском крае.

По оценкам экспертов, выдачи по госпрограмме составили порядка 60% от всех выдач автокредитов в России за последний квартал. По словам Виктории Вшивковой, в рамках программы чаще стал выдаваться кредит по двум документам, поскольку это удешевляло его обслуживание. Госпрограмма была хорошим подспорьем с точки зрения привлечения дополнительных клиентов, считает Сергей Койда, вице-президент, управляющий директор ВТБ24 по макрорегионам Урал и Поволжье.

Ставки и суммы

По данным банковских экспертов, средние процентные ставки по кредитам на новые автомобили составляют порядка 14%, на подержанные – около 17%. Средняя ставка по льготным автокредитам с учетом предоставляемой скидки составляет 9,5% годовых, однако она могла снизиться до 4% – по кредитным программам, дополнительно субсидируемым автопроизводителями.

 

Отметим, что средняя сумма кредита, по оценкам экспертов, уменьшилась и составила порядка 400-500 тыс. рублей. «Средний чек по выдаваемым кредитам несколько снизился, но это объективно было связано с теми условиями, которые были поставлены в рамках госпрограммы. Она была сфокусирована на приобретении бюджетных автомобилей и субсидировании процентных ставок в заданном ценовом диапазоне. С отменой госпрограммы будет расти средняя сумма каждого кредита», – отмечает Сергей Койда.

По оценкам экспертов, ожидать роста рынка автокредитования в 2014 году не стоит. «Рынок вышел на плато, он не будет расти. Это подтверждают автодилеры и европейская ассоциация автопроизводителей. Однако есть существенный потенциал для роста с помощью программ с ключевыми партнерами-автодилерами и программ по субсидированию процентной ставки», – рассказывает Сергей Койда.

Меньше одобрения

Аналогичную тенденцию отмечает Олег Куклин, директор филиала «Москоммерцбанк» в Перми. «Рынок автокредитования сокращается, поскольку продажи падают, а цены на автомобили растут. Увеличиваться он вряд ли будет, скорее, усилятся позиции банков, которые связаны с производителями автомобилей («Тойота Банк», Nissan Finance, «Фольксваген Банк РУС»), и через них пойдут большие объемы. Причина в том, что эти банки будут лоббироваться дилерами соответствующих марок и смогут предложить более выгодные ставки», – прогнозирует Олег Куклин.

Другая тенденция, которая начинает проявляться на рынке, – это большее внимание банков к автокредитовани, в целом. Связано это с их переориентацией от более маржинального необеспеченного кредитования в сторону залогового. Так банки стремятся минимизировать свои риски. По словам Виктории Вшивковой, кредитные организации уже стали серьезнее оценивать качество заемщиков. «Банки стали более выборочно относиться к клиентам: увеличился срок рассмотрения заявки, а процент одобрения автокредитов снизился», – отмечает Виктория Вшивкова.

Что касается процентных ставок в 2014 году, то эксперты достаточно осторожны в своих прогнозах. «Существует очень много программ, условий, которые дают большой диапазон процентных ставок. Но мы думаем, что существенных изменений не будет, он останется таким же», – отмечает Светлана Щеголева.

Не соглашается с таким прогнозом Олег Куклин, отмечая, что ставки вряд ли останутся на прежнем уровне. «Те процессы, которые происходят в экономике, подвигнут наши власти и банковское сообщество совершать движение на этом рынке. Но в какую сторону оно пойдет?.. Если учесть, что инфляция растет, то ставки по кредитам пойдут вверх, но государство, с другой стороны, ставит целью сдерживать инфляцию, поэтому спрогнозировать достаточно сложно», – отмечает эксперт.

Игорь Мерзлов, директор ОО «Прикамский» Приволжского Филиала Росбанка:

- Несмотря на снижение темпов продаж дилеров, о которых говорилось еще в середине прошлого года, рынок автокредитования развивался активными темпами. По данным НБКИ, если в 2012 году доля автомобилей, купленных в кредит, составляла 33,6%, то по итогам 2013 года она выроста на 12,2%.

Практика показывает, что наибольшим спросом у потребителей пользуются автомобили массового и среднего ценового сегмента. Доля покупателей авто бизнес-класса и категории люкс является незначительной. Средняя сумма кредита составляет примерно 500 тысяч рублей при размере первоначального взноса 10-15%. Многие клиенты делают большой первоначальный взнос (30-40%) за счет продажи предыдущего автомобиля, чтобы получить более выгодные ставки по кредиту на новую машину.

Что касается программы льготного автокредитования, то она, безусловно, оказала выраженное поддерживающее действие, особенно на региональных рынках. Тем не менее, данная программа закончила свое действие, и в 2014 году рынок автокредитования будет развиваться без дополнительных мер стимулирования.

Наблюдается устойчивый спрос на автокредиты со стороны населения и предполагаем, что по итогам года рынок региона может вырасти на 15-20%.

Все новости компаний