Культура
 22 февраля 2014, 14:55   1892

Что почитать и что посмотреть - как провести выходные. Рекомендации "bc"

Что почитать и что посмотреть -  как провести выходные. Рекомендации "bc"

Продукт: «Не угаснет надежда»
Режиссер: Джей Си Чендор

Что почитать и что посмотреть -  как провести выходные. Рекомендации В Индийском океане терпит бедствие туристическая яхта с одним-единственным пассажиром. Еще недавно высокий загорелый мужчина наслаждался покоем в безмятежных водах, а теперь вынужден бороться за выживание в смертельных условиях, когда шквальный ветер сменяется проливным дождем, волны накатывают одна выше другой и каждая новая ночь не дает и проблеска надежды.

Но все-таки недаром у ленты такое оптимистичное название, практически ни на минуту главный герой не сдается, лишь изредка его обуревает депрессия. Но оно и понятно – то питьевая вода окажется протухшей, то огромная грузовая баржа пройдет перед самым носом и не заметит криков о помощи, то акулы пресекут любые попытки несмелой рыбной ловли.
За весь фильм в кадре не появляется ни одного другого персонажа. В этом плане герой Роберта Редфорда еще круче, чем Робинзон Крузо, тому хотя бы повезло с Пятницей. Перед нами все тот же необитаемый остров, только меньший по размерам и не дающий никакой провизии. Единственное, чем он наполнен до краев, – это опасностями. «Капитан» морского судна, конечно, не железный, и порой его берет безвылазное отчаяние, но надеяться ему больше не на кого, а значит, будет новый день и новая битва.

Редфорд, потрясающий драматический артист, владеющий силой поставленного слова, в этот раз отмалчивается, как, простите, рыба. Лишь в начале фильма он произносит короткий монолог, а затем обходится кряхтеньем, подвыванием и криками о помощи проплывающим мимо судам. Его безмолвие – еще одна примета общей картины: по сути, нам известно только, что у героя есть женщина, которая ждет его по ту сторону хищного океана; все остальное оказывается под завесой тайны.

Как бы то ни было, но в кадре Редфорд неизменно одинок, и это подталкивает нас к «притчевому» толкованию сюжета в духе «человек против природы, своих страхов и слабостей» или «путешествия в никуда». Что интересно, режиссер Джей Си Чендор до этого момента не отличался философским подходом к кино, в его активе лишь «Предел риска» с Кевином Спейси, история с мужским характером и жестокой развязкой, где речь идет о деньгах и их спасении. Как Чендора занесло в Индийский океан, неизвестно, но фильм получился выдающимся по всем характеристикам.

Казалось бы, чем можно удивить зрителя после «Жизни Пи», но у фильма Чендора совершенно другой посыл, он больше сконцентрирован на главном герое, а точнее, внутри него. «Жизнь Пи» – тоже притча, но все-таки об ином – о молодости прежде всего. Чендор недаром представляет Редфорда, человека в зрелом возрасте, на исходе его надежд и, вероятно, любви. И все-таки даже здесь жажда жизни окажется сильнее невезения и всех в мире ураганов. Даже если их сложить воедино.

Рекомендации «bc»: смотреть

Продукт: «Кокон»
Автор: Илья Бояшов

Что почитать и что посмотреть -  как провести выходные. Рекомендации Роман без имен и названий. Роман, в котором, кажется, умалчиваются самые важные детали. Книга, где господин N – не просто интригующая словоформа, а намек читателю, что на месте главного героя мог оказаться он сам и, возможно, оказался, да не уловил. Новый роман Бояшова – какой-то небывалый, запредельный и выходящий из ряда вон. Впрочем, все его вещи такие – пустяковые «короткометражные» повести, которые на поверку оказываются то литературно-историческим манифестом, то лауреатом премии «Национальный бестселлер».

Бояшов может кардинально меняться, выворачиваться наизнанку и писать о незнакомых материях так, будто готов вступить в спор с самым заядлым жкспертом. Но одного у него не отнять и не вычесть: он всегда пишет захватывающе и как-то по делу. Бояшов, что бы там ни говорили, сделал себе имя на исторических римейках – «Конунг», «Путь Мури», «Танкист…», однако раскрепостился он именно в поздних вещах: «Каменная баба», «Эдем» и, наконец, «Кокон», где рассказывается об основополагающем, исконном, нужном.

В частности, «Кокон» – это «история одной болезни», где господин (гражданин, мистер, – автор даже здесь умалчивает происхождение персонажа) N обнаруживает у себя под сердцем… нет, не раковую опухоль, но лучше бы ее, потому что он обнаруживает душу, сладкий комок необоснованного смысла, который в течение пары сотен страниц не дает протагонисту продохнуть и все изводит его то своим присутствием, то пением, а то и вовсе какими-то несусветными требованиями вроде «не суди», «не прелюбодействуй» и т.д. Персонаж мечется, обращается к врачам, пытается глушить душу любовью, алкоголем, религией и даосскими снадобьями, но все без толку. Ведь понятно же, что душа неистребима и неизгладима, а господину N просто не повезло, он оказался одним из немногих, кто прочувствовал ее безоговорочную власть над отдельно взятым человеком, который и есть «кокон», тюрьма для сложнейшей неизведанной материи, что назло смерти ее обладателя продолжит жить.

Уже в прелюдии становится понятной (и накладывает на все повествование этакий мрачноватый фон) роль одного из врачевателей господина N, некоего психотерапевта, который и открывает «больному» его страшный диагноз. Не зря ведь на обороте книги приведены слова Павла Крусанова о Фаусте и эпохе, которая закончилась вместе с его сделкой. Фауст Бояшова, конечно, совсем другого пошиба, он не хочет обводить вокруг пальца самого Дьявола и переиначивать общечеловеческое существования, ему подавай только покой. Но здесь и выходит на сцену Душа – и рушит все планы беспечного господина Фауста. И, безусловно, обустраивает великолепную интригу для книги Бояшова.

Вердикт «bc»: коротко и ясно


 

Поделиться:
Все новости компаний