Газета
 17 февраля 2014, 13:20   4226

Убить двух зайцев

Убить двух зайцев
В Перми прошло заседание градостроительного совета при губернаторе. На нем собравшиеся пытались решить судьбу здания Речного вокзала и вопрос переезда Пермской государственной художественной галереи.
Автор: Кирилл Перов

 На минувшей неделе прошло первое в этом году заседание градостроительного совета. На нем губернатор края Виктор Басаргин прежде всего поздравил собравшихся с новым годом работы совета и отметил, что за 2013 год эта новая для края структура доказала свою состоятельность. «В прошлом году мы рассмотрели семь резонансных проектов. От них во многом зависят облик и состояние градостроительной политики в Перми и Пермском крае. Градсовет стал отличным экспертным сообществом, дискуссионной площадкой. Все предложения и решения, которые здесь высказывались, находят свое воплощение. По одному из них – строительство и реконструкция здания Театра оперы и балета – мы уже переходим к этапу реализации», – отметил губернатор.

Далее члены градсовета перешли к обсуждению главной темы – проекта реконструкции здания Речного вокзала для последующего переезда туда Пермской государственной художественной галереи. Концепцию представил пермский архитектор, член Союза архитекторов России Сергей Шамарин.

Главная задумка г-на Шамарина – путем реставрации здания сохранить его как историческую ценность, поскольку Речной вокзал является сегодня объектом культурного наследия и входит в перечень памятников регионального значения. «В целом мы проводим следующую идеологию в нашей концепции: много десятилетий здание Речного вокзала было парадным входом в город для его гостей, и необходимо это назначение здания сохранить», – отметил архитектор.

Концепция реконструкции здания подразумевает его поднятие на два метра на герметичный подиум, что позволит, по словам г-на Шамарина, защитить коллекцию от возможного затопления. Кроме того, первые два этажа будут выполнены с полной гидроизоляцией. Планируется надстроить третий этаж, чтобы расширить площади выставочных залов. Рядом с вокзалом предстоит построить новый корпус, в котором расположатся фондохранилище и реставрационные мастерские.

Что касается внутреннего наполнения здания вокзала, то на цокольном этаже предлагается разместить администрацию галереи, грузовой холл, служебные помещения, на нулевом – фойе, библиотеку, ресторан, лекционный зал. На первом и втором этажах – музейные фонды и выставочные залы, на третьем – также выставочные залы.

В своем проекте архитектор учел и развитие прилегающей территории. «Мы предлагаем сузить улицу Монастырскую до двух полос, чтобы отдать максимум пространства под прогулочную зону, так как оба здания будут обрамлены ландшафтными террасами», – отметил Сергей Шамарин.

После реконструкции, по его словам, площадь здания вокзала увеличится до 12,7 тыс. кв. метров. С учетом дополнительных построек, общая площадь галереи составит почти 17 тыс. кв. метров. «Такой подход позволит получить примерно 82% площадей от того техзадания, которое мы получили от руководства галереи. С этой точки зрения мы не добираем около 3 тыс. кв. метров, но зато убиваем сразу двух зайцев – сохраняем памятник и создаем для ПГХГ новый дом», – утверждает Сергей Шамарин.

Мнения членов градсовета по представленной концепции разделились. Одни архитекторы высказали сомнения в реализации проекта в таком виде, другие поддержали проект. Аргументы «против» – законность всех предлагаемых изменений, сложности согласования проекта с федеральными инспекторами, наличие зоны возможного затопления. А пермские строители предложили снять статус «местечкового» памятника с Речного вокзала, снести его и построить новый и современный дом для галереи. Почти все намекали на дороговизну реализации идеи г-на Шамарина и сомневались в ее осуществимости.

Выслушав все мнения, губернатор дал слово руководству галереи, поинтересовавшись, как они относятся к представленному проекту.

«Главный вопрос в подходе. Если он будет, если сразу приступить к формированию территории и законодательно утвердить программу реализации, то мы поддерживаем проект. Для нас это очень большая боль – новый дом для галереи. Мы не можем жить в здании Кафедрального собора не потому, что РПЦ просит его освободить, а потому, что нынешнее здание не отвечает той потребности общества, которая сегодня существует. Если ничего не менять, галерея будет терять посетителей. Но если мы переедем в здание Речного вокзала, а территория вокруг не будет развита, мы потеряем музей», – сказала заместитель директора галереи Надежда Беляева.

Итог заседания градсовета подвел губернатор Виктор Басаргин. Он заверил собравшихся, что у краевых властей нет желания утопить коллекцию галереи или нарушить закон при реконструкции здания Речного вокзала.

«Вопрос о переносе Пермской художественной галереи надо решать как можно скорее. Представленный проект, на мой взгляд, оптимален и с точки зрения бюджетных затрат, и как вариант, позволяющий решить сразу две важные задачи. Во-первых, сохранить историческое здание Речного вокзала, во-вторых, разместить в удобном для горожан и гостей краевой столицы бесценную коллекцию галереи. Памятник надо сохранить, а не рассуждать годами на эту тему! Это место, с которого для многих начинается Пермь. Я считаю, что нужно двигаться в этом направлении и посмотреть на проект с точки зрения всех экономических вопросов, финансовых затрат, рисков с законодательством», – отметил губернатор.

Далее он призвал не принимать пока окончательного решения по предлагаемому проекту, а в кратчайшие сроки создать рабочую группу и еще раз обсудить все нюансы. «Если мы сможем их преодолеть в правовом режиме, то будем двигаться дальше», – резюмировал Виктор Басаргин.

СПРАВКА
Пермский Речной вокзал был построен в 1940 году в стиле конструктивизма с включением элементов «сталинского ампира». В перестроечные 90-е годы, после падения уровня судовых пассажирских перевозок, Речной вокзал утратил свою основную функцию. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний