Культура
 08 февраля 2014, 14:20   676

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации "bc" на выходные

Что почитать и что  посмотреть. Рекомендации "bc" на выходные

Продукт: «Внутри Льюина Дэвиса»
Режиссеры: Джоэл Коэн, Итан Коэн

Что почитать и что  посмотреть. Рекомендации Молодой фолк-исполнитель Льюин Дэвис – паренек без царя в голове. Он слоняется по зимним улицам своего родного города в тонком пиджаке, ему негде ночевать, у него почти нет друзей, а его партнер по дуэту недавно покончил с собой. Льюин Дэвис не умеет ничего, кроме как играть на гитаре и петь о солнечных холмах, прошедшем лете, безответной любви и тоске по отсутствующим крыльям. Не то чтобы Льюин Дэвис был законченным неудачником, но так уж складываются обстоятельства. Вокруг него не вертятся богатые продюсеры и ухватистые менеджеры, с ним водят дружбу лишь странные либо очень странные типы: подруга его приятеля заявляет, что беременна от него, случайные попутчики на дороге в Чикаго напоминают парочку сбежавших гангстеров-головорезов, родители его погибшего напарника больше заботятся о несносном рыжем коте, чем друг о друге.

Неудивительно, что кроме музыки у него ничего нет и быть не может. О том и фильм – о попытках маленького человека (точнее, музыканта или даже исполнителя) вырваться изнутри самого себя, преодолеть привычный пластиночный круг и сойти на неизведанную дорожку. Но в ее конце уже заранее виден предсказуемый конец – переход к хорошо забытому старому репертуару, который, конечно, неплох, но больше напоминает мольбу о помощи, чем песенное творчество.

Новый фильм братьев Коэнов – музыкальный во многих отношениях: здесь много поют, еще больше разговаривают о музыке, а главное – отстаивают право на ее существование в пределах отдельно взятой человеческой жизни. Коэны – среди немногих, кто почти не ошибается при творческом выборе, вот и в этот раз материал подобран безупречно: сюжет разворачивается во всю ширь, его не объять взглядом, и постоянно кажется, что ты что-то упускаешь. Но на самом деле история простая, как незамысловатая мелодия из трех нот, она просто сделана непостижимо блестяще и стильно, ну, на то они и Коэны.

«Внутри Льюина Дэвиса» – кино, как водится у них, донельзя ироничное, а местами и саркастичное. Правда, посмеиваться над героями и ситуациями позволительно до того момента, когда становится понятным, что ни Льюин Дэвис, ни остальные персонажи этой истории не безразличны ее создателям. Концовка в этом смысле почти вымученная, компромиссная: все идет к тому, что Дэвис окончательно откажется от своего призвания или таланта, а то и умрет от обморожения, но вместо этого Коэны оставляют его в пределах порочного круга, замыкают цепь, тем самым спасают его… и одновременно обрекают.

Самое примечательное в фильме – он занимает промежуточную позицию (кто-то назовет это золотой серединой) между всеми остальными работами режиссеров: «Железная хватка», «Человек, которого не было», «Большой Лебовски», «Бартон Финк», «После прочтения сжечь». Если хотите увидеть новых братьев Коэнов, то непременно идите на «…Льюина Дэвиса».

Вердикт «bc»: налицо мрачное, доброе внутри

«Гэндайси: антология послевоенной японской поэзии»
Авторы: Оикава Хитоси, Курода Сабуро, Со Сакон и другие

Что почитать и что  посмотреть. Рекомендации Сборник «Гэндайси», как и полагается сборнику поэзии, составлен из разномастного творчества – в книгу вошло 101 стихотворение 55 авторов, и казалось бы, должно получиться форменное лоскутное одеяло, но вышло совсем не так.
«Гэндайси» – это поэзия нового времени. Речь идет о периоде, начинающемся крупнейшим военным поражением Японии в 1945 году, и, безусловно, это накладывает глубокий отпечаток на представленные тексты.
До XX века японская поэзия слыла самой дисциплинированной поэзией в мире, ей были свойственны строгие формы и лаконичный смысл, чего стоят только хокку, самый яркий пример лирической сдержанности и глубокомыслия. Дань этой традиции отдают и современные японские творцы, но все-таки слишком многое стало не так в послевоенной Японии, чтобы в полной мере наслаждаться чудом тающего снега или цветущей сакуры. В Стране восходящего солнца все пошло наперекосяк, и что-то было совершенно не так – японцы пали жертвой имперских амбиций, и теперь (в отличие от Германии 20-х годов) даже не могли рассчитывать на реванш. Страна была раздавлена, а несколько городов уничтожены ядерными бомбардировками. Японская нация стала аутсайдером, и с этим уже ничего нельзя было поделать.

Отсюда – и поэзия «Гэндайси», которая по своей депрессивности даст фору чему угодно. Здесь сошлись все печали побежденного народа, и даже те, кто не участвовал в военных действиях, оказались в плену губительной рефлексии, все вокруг напоминало им о необратимой беде: разрушенные под корень здания, переполненные кладбища, травмированные соотечественники. Но приметы отчуждения от истории были не только на поверхности, ведь даже в косом дожде или чересчур ранних снегопадах чудилось пришествие других времен.

Разумеется, словосочетание «послевоенная поэзия» уже вышло из употребления в современной Японии, и к некоторым из стихотворений, представленных в сборнике, оно неприменимо. Но здесь чувствуется некий намек составителей: дескать, так и не закончилось для Японии это «послевоенное», по крайней мере, для ее поэзии, которая вот уже на протяжении полувека пытается обрести свое лицо.

Аюкава Нобуа, Ёсино Хироси, Оока Иакото, Иидзима Коити, – мало кому из нас знакомы эти имена, и это даже хорошо. Начав знакомство с чистого листа, вы сделаете уйму открытий и, возможно, наметите для себя фаворитов среди авторов. Преимущество сборника «Гэндайси» в том, что он не оставляет равнодушным и как бы принуждает углубиться в предмет – изучить биографии поэтов, почитать про участие Японии во Второй мировой, выйти за пределы предлагаемого списка авторов. Одним словом, книга заражает, и, если вы из тех, кто готов увлечься, то дерзайте.

Рекомендации «bc»: читать

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний