Газета
 25 ноября 2013, 13:20   1871

Местные в сетях

Местные в сетях
Доля продукции местных производителей в торговых сетях Пермского края, по официальным данным, не превышает 15%. По мнению экспертов, это связано с высокими требованиями ритейлеров и малым количеством производств в регионе.

По данным министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, доля продукции пермских производителей на прилавках магазинов основных торговых сетей составляет не более 10-15%. Этот показатель значительно ниже, чем в других регионах Приволжского федерального округа (для сравнения: в Башкортостане — 35-40%, в Татарстане — 25-30%, в Удмуртии — 20%)
«На сегодняшний день взаимодействие торговых сетей и местных товаропроизводителей нельзя назвать эффективным и взаимовыгодным. Такая ситуация объясняется рядом проблем, тормозящих развитие партнерских отношений между торговыми сетями и региональными производителями», — отмечает начальник отдела торговых сетей и координации потребительского рынка министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Рустам Атналов.

Плата за вход
Зачастую торговые сети устанавливают так называемый высокий «входной бонус» для поставщиков, поэтому складывается ситуация, когда пермским товаропроизводителям выгоднее поставлять свою продукцию не в торговые сети, а магазины шаговой доступности, и только единицы имеют возможность поставлять в федеральные сети, рассказывает Рустам Атналов. Среди других причин неэффективного развития отношений между местными производителями и торговыми сетями специалисты в минпромторге называют отсутствие фиксированной наценки на предоставленную продукцию со стороны ритейлеров, выдвижение ими предложений по снижению цен на товары, а также возврат нереализованного товара производителям.

Так называемый «входной бонус», который, по сути, таковым не является, существует не только для местных производителей, но вообще для всех поставщиков. И это уже предмет переговоров, а не обязательное условие. Сеть несет определенные риски, выставляя новый товар на полки магазинов, поэтому, чтобы обезопасить себя, сеть просто может выдвинуть дополнительные условия поставщикам», — объясняет Юрий Наумов, директор по продажам розничной сети «Добрыня». С другой стороны, производителям, поставляющих оригинальную продукцию, которая не имеет аналогов или востребована покупателями, ни одна сеть не может поставить никаких дополнительных условий, отмечает Вадим Юсупов, директор ООО «Виват-трейд» (развивает сети «Виват» и «Дельта»).

По словам Татьяны Скорик, руководителя направления «Розничные сети» Мясокомбината «Кунгурский», ни федеральные, ни региональные сети не устанавливают «входной бонус». «Взаимоотношения между нами, поставщиком, и сетям выстроены исключительно в рамках существующего законодательства России. Мясокомбинат «Кунгурский» и наши партнеры работаем именно так», — отмечает Татьяна Скорик.

Отметим, что в России «входной бонус» узаконен, его размер подлежит согласованию между поставщиком и торговой сетью, не учитывается при определении цены продовольственных товаров и не может превышать 10% цены приобретенной продукции.

Рычаги взаимодействия
По словам Андрея Витюховского, генерального директора агрохолдинга «Русь», с сетями всегда работать удобнее, поскольку они имеют централизованный офис. «Но у них есть свои рычаги взаимодействия: они просят бонус за объем, который может доходить до 10% стоимости и иногда может касаться и социально значимых товаров. Сети всегда пытаются согласовать 100-процентный возврат продукции, поскольку не хотят брать на себя обязательства по ее реализации, что производитель также вынужден заложить в торговую наценку. В конечном счете заплатит за это конечный потребитель», — отмечает Андрей Витюховский.

По мнению Татьяны Скорик, самым большим недостатком поставки продукции в торговые сети является то, что не всегда удается поставить весь ассортимент продукции. «Рынок динамично меняется и требует быстрого реагирования на предпочтения потребителей. Мы постоянно обновляем свой ассортимент, держим руку на пульсе, однако не все новинки удается завести в сети из-за соблюдения жесткой матрицы — это и есть главный недостаток» — отмечает Татьяна Скорик.

Не дотягивают
По мнению пермских ритейлеров, доля местных производителей несколько выше, чем утверждает минпромторг. По оценкам Елены Гилязовой, директора по развитию торговой сети «Семья», эта доля составляет порядка 25%. Вадим Юсупов говорит о еще большей доле в сети «Виват» — 52%. «При этом в разных категориях товара ситуация разная: во фреш-продуктах, колбасных, хлебобулочных и молочных изделиях местные производители составляют от 80% до 100% всей продукции», — отмечает г-н Юсупов.

По словам Юрия Наумова, все крупные пермские производители представлены в торговых сетях. «Что касается небольших производств, то общая проблема всех мелких поставщиков — это отсутствие нормальной логистики и цивилизованных способов ведения бизнеса. У большинства мелких фермеров политика такая: «Я же сделал — вы у меня заберите», и более их ничего не волнует. Они не всегда понимают, что сеть имеет определенную специфику и не может в одном магазине выставить товар одного производителя, а в другом — нет. Частично эта проблема может быть решена строительством распределительных центров», — объясняет г-н Наумов.

О несоответствии требованиям торговых сетей говорит и Константин Пьянков, экс-министр развития предпринимательства и торговли Пермского края. «Местные производители не могут соответствовать требованиям сетей, которые формируются исходя из запроса покупателей по фасовке, внешнему виду продукции. А сеть вынуждена брать продукцию, которая максимально соответствует запросам и ожиданиям посетителей по тем или иным товарам, это касается, в том числе, и цен. Если производитель соответствует выдвигаемым требованиям, то даже небольшие производители заходит в сеть, пользуются спросом у покупателей и эффективно работают, например, небольшая компания «Промёд», сотрудничающая с торговой сетью «Семья», — отмечает Константин Пьянков.

Крайне мало
По мнению экспертов, небольшая доля местных поставщиков на полках магазинов торговых сетей связана и с тем, что самих производителей в Пермском крае мало.
«Проблема заключается в одном — местных производителей нет. Торговым сетям зачастую проще закупать товар не у них, а привезти из Латвии или Польши, например, поскольку цена транспортной доставки невелика, а себестоимость зарубежной продукции ниже, чем в Пермском крае», — отмечает Андрей Витюховский.
«Предложения поставщиков из других регионов, например, из Удмуртии, бывают интереснее пермских. Но это уже зависит от политики самого субъекта, если есть какие-то налоговые льготы и преференции для местных производителей, то это сказывается и на цене», — объясняет Юрий Наумов.

Об аналогичной ситуации говорит и Константин Пьянков. «Местным производителям в некоторых субъектах выплачивают достаточно серьезные дотации, когда они выводят ее за территорию субъекта, таким образом стимулируя рост объемов. Но это палка о двух концах: когда производителю государство компенсирует часть расходов, его искусственно ставят в нерыночную ситуацию, и это расхолаживает бизнес. В Пермском крае такой политики не было, и это позволяет производителям развиваться и быть максимально сильными в конкурентной борьбе», — считает Константин Пьянков.

Местные в сетях

Поделиться:
Все новости компаний