Газета
  1. Газета
 18 ноября 2013, 13:20  

Готовы на все

Готовы на все
В Перми продолжает неумолимо расти интерес к фотоделу. По оценкам экспертов, в результате бума открытия фотостудий за последние несколько лет их количество увеличилось в три раза. Профессионалы сетуют на засилье дилетантов, а те продолжают браться за любой заказ.

Женщина, которая ест сыр
Цифровой бум, отразившийся на многих творческих сферах, стал предвестником и бума фотодела в Перми. Количество фотографов растет, отделить профессионалов от дилетантов все сложнее, сложнее и ориентироваться в ценах на их услуги. В связи с инфляцией трудовых ресурсов рынок фотоуслуг приобрел аморфные очертания, отмечают пермские фотографы, определить его сегменты проблематично.

«На пермском рынке деление по отраслям довольно условное. Есть две основные категории: свадебные фотографы и корреспонденты. Первые могут сделать и семейное, и детское фото, снять «лавстори», сделать фотосессию будущей мамочки и при желании хороший репортаж. Я выделяю отдельную категорию «корреспонденты», так как есть фотографы, работающие конкретно в этой области, но их в городе единицы. В последние годы появилось новое направление — фэшн-фотография, но выделить ее в нашем городе в отдельную отрасль не могу. Фотоссесии в стиле «фэшн» дорогостоящие и доступны немногим», — рассказывает фотограф Ольга Галузо. Также многие фотографы выделяют в отдельные сегменты профессионалов, занимающихся семейной съемкой, съемкой в школах и детских садах на торжественных мероприятиях, в фотостудиях, рекламной съемкой. Почти все специализируются на нескольких видах деятельности.

Денис Григорьев, профессиональный фотограф, который большинство своего рабочего времени проводит в Москве, предлагает другой способ общей оценки состояния рынка фотоуслуг. Он отмечает, что сейчас в городе есть 3-5 фотографов, которые могут снимать достаточно хорошо, чтобы осуществлять практически любой вид фотосъемки. «К ним обращаются заказчики, заботящиеся о том, как будет выглядеть их продукция, издание, реклама, услуга. Но таких заказчиков тоже катастрофически мало», — отмечает г-н Григорьев. В то же время, по его словам, есть много любителей, плохих фотографов, которые также готовы фотографировать все и получать небольшой гонорар. «Чаще всего они это делают для раскрутки себя, самоудовлетворения. К ним обращаются заказчики, желающие сэкономить и предполагающие, что женщина, которая ест сыр – это всегда женщина, которая ест сыр, и неважно, как она это делает», — поясняет фотограф.

Такая нестабильная ситуация на рынке имеет ряд последствий. Юлия Шумская, семейный фотограф, отмечает, что цена на услугу фотографа в итоге может совершенно не соответствовать качеству и заказчик теряется в выборе профессионала. «Так как в фотографию может прийти практически любой, купивший фотоаппарат, без каких-либо знаний, без обучения, без опыта, тенденцией на рынке становится дикий демпинг», — говорит Юлия Шумская. С другой стороны, как рассказывает Ольга Галузо, многие фотографы с большим стажем просто не успевают следить за современными тенденциями, а начинающие часто «попадают в струю».
Владимир Герасимов, пермский фотограф с большим профессиональным стажем, поддерживает коллег: «Все хватаются за все — в результате имеем низкое качество фотоуслуг, отсюда и низкие цены. Это связано с высочайшей конкуренцией в каждом секторе при непрофессионализме участников».

Фотографирует трупы
Несмотря на высокий уровень конкуренции, как отмечает г-н Герасимов, найти работу начинающему фотографу несложно: «Достаточно раскрутить себе страничку ВКонтакте, и люди потянутся с заказами. Причем ловили молодых фотографов даже на плагиате, порой делается все, лишь бы заманить клиента». Добиться заказов на серьезную коммерческую съемку при этом крайне затруднительно. «Пермские периодические издания платят очень мало. А вот индивидуальные заказчики за час съемки могут заплатить 3-5 тысяч рублей», — рассуждает фотограф.

С другой стороны на эту проблему смотрит Денис Григорьев. Из-за малого числа потенциальных серьезных клиентов в Перми он делает вывод об отсутствии конкуренции на рынке: «На пермском рынке нет особой конкуренции, так как слишком небольшой бюджет у заказчиков. Не за что конкурировать. В Москве бюджеты отличаются от пермских, думаю, это ясно и так».

Заказчиками съемок, как правило, выступают частные лица, желающие запечатлеть важное событие своей жизни на фото, но услуги профессионала в данной сфере нужны и предприятиям, фирмам, которые предпочитают работать с фотографами напрямую, без посредничества рекламных компаний при создании промо-материалов или подобного рода продукции. Также к фотографам обращаются периодические издания. О таких заказах Владимир Герасимов рассказывает: «Журналов всего парочка, но объемы работы у них колоссальные, а оплата услуг низкая — берут потоком». Также услугами фотографов для создания рекламных образов пользуются пермские магазины.

Тот факт, что в Перми самая большая доля от общего числа фотографов специализируется на свадьбах, по словам г-на Герасимова, связан со спецификой спроса. Существенный контингент ориентирован на семейные съемки, и меньше всего фотографов узкоспециализированных, которые могут сделать качественные снимки ювелирных изделий, интерьерные или фотографии блюд.

Большая часть заказов — работа на свадьбах

Надо отметить, что растет не только и не столько количество обученных и знающих свое дело фотографов, а в первую очередь любителей и профанов, предлагающих свои услуги за деньги. «Как-то была история. На вопрос — кто снимал вашу свадьбу? — мне ответили: «Профессиональный фотограф». Позже выяснилось, что он работает в полиции и фотографирует места преступлений и трупы», — рассказывает Ольга Галузо.

Владимир Герасимов отмечает и то, что уровень запросов заказчиков падает: «Молодежь, которой камеру купили родители, готова работать за еду, лишь бы пробиться «в свет». Падает общее качество работ. Происходит это еще и потому, что пермский потребитель не избалован и готов платить кому угодно — у кого камера посолиднее и кто ведет себя понаглее. Ни имя, ни звание, ни опыт работы не интересуют современных заказчиков, в основном таких же желторотых юнцов».

Начинающему фотографу г-н Герасимов дает совет: «Прежде всего следует подумать о пенсии и предпенсионном возрасте. Юные девушки, порхающие аки бабочки на чужих свадьбах, представьте себя в 40 или 50. Сможете вы все так же порхать или лучше досидеть до должности главного с приличным окладом? Юношей сложнее «напугать». Пусть скачут. Фотография — это тяжелый труд: приходится носить по 10-15 килограммов аппаратуры на себе».

Цена — качество
Конкуренция растет и в других сегментах рынка фотоуслуг, в частности, в Перми появляется все больше фотостудий и фотошкол. Владимир Герасимов отмечает: «Года четыре назад в Перми начали массово открываться фотостудии. Думаю, с тех пор их количество увеличилось в три раза». Отметим, что при выборе студии горожане чаще всего ориентируются на степень «раскрученности» заведения, часто не оправдывая своих затрат.

Светлана Власова, администратор фотостудии «Фотопрайм», рассказывает: «Разброс цен на фотоуслуги очень большой. Зачастую определяющий фактор — степень известности фотографа и фотостудии. В итоге не всегда цена соответствует качеству. В среднем цена за час фотосъемки начинается от 1500 рублей и может расти до 10 тысяч. Что касается аренды студии, в среднем цена за час составляет 600 рублей, варьируясь от 300-400 до 1000 рублей. Она зависит от качества интерьера и, что важнее, оборудования». На последние позиции при выборе фотостудии и следует ориентироваться. Интересно, что у хорошей фотостудии, по словам Светланы Власовой, высота потолков должна составлять минимум 4,5 метра, а большинство их создаются из жилых квартир или подобного рода помещений.

Прибыльность студий, как отмечают владельцы подобного бизнеса, невысока. «Застойным» сезоном считают лето, так как в этот период фотографы снимают на пленэре. В период с ноября по январь, по словам Марии Липиной, директора фотостудии Arthouse, профессионального фотографа, заказов на аренду у студий много.
Многие пермские фотостудии создавались для определенных проектов. Так, «Фотопрайм» организовывался дизайн-студией «Галаго», а «Ла Специя» проводит съемки журнала «Стольник».

Надо отметить, что «Фотопрайм» — одна из немногих студий в городе, которая работает со штатными фотографами. В остальных, как правило, площади арендуют. «Примерно 70% съемок, которые проходят в студии, — это съемки непрофессиональных фотографов. Клиентам просто очень интересно пробовать», — отмечает Мария Липина.

В основной массе заказов на фотосъемку в городе, несомненно, лидируют свадьбы. По оценкам Марии Липиной, на второй позиции стоит семейная и детская съемка. «В последнее время интерес к семейной фотосъемке, «лав стори» или фотосессиям для беременных мамочек очень вырос», — говорит г-жа Липина. Индивидуальные фотосессии можно поместить на третью позицию. Наименее популярны специализированные съемки, мужские фотосессии. Также г-жа Липина отмечает, что фотографы, работающие на выпускных в школах и в детских садах, получают стабильно большое количество заказов. «На самом деле определить конкретные категории в разговоре о тематике в общем объеме заказов сложно, так как у каждого профессионала доход строится по-разному. Кроме того, многие фотографы берутся за все заказы без разбора», — поясняет Мария Липина.

Все новости компаний