Газета
  1. Газета
 11 ноября 2013, 13:20  

А иначе — тыква

А иначе — тыква
Российский промышленный дизайнер номер один Александр Матвеев рассказал «bc» о своей работе в пермской школе, об остановках Артемия Лебедева и отношении чиновников к дизайну.

В «Точке» вы прочитали лекции. О чем вы рассказали школьникам?
- Я прочитал две лекции – одну для семиклассников, другую для тех, кто учится в десятом. С первыми, скорее, была беседа, в ходе которой я старался больше слушать, а не говорить, чтобы выяснить из первых рук, какое понимание дизайна – обыденное, бытовое – есть у сегодняшних детей. Был приятно удивлен наличием в классе явных лидеров в этом вопросе, которые имеют вполне внятное представление о предмете. Как мне показалось, намного большее, чем я в их возрасте. Несмотря на то что именно в седьмом классе я когда-то и обратил пристальное внимание на свою будущую профессию.

А вот те, кто постарше, услышали материал, который был показан летом на Иннопроме в Екатеринбурге, где мы выступали вместе с Владимиром Самойловым – моим коллегой и соратником по Designet. В Перми, конечно, я адаптировал рассказ. Возможно, кто-то из ребят не все понял и запомнил, но вот за их интерес к теме я теперь готов ручаться.

Когда появлялись самые древние науки, они претендовали на объективность. Физике, химии приходилось доказывать, что их законы правдиво описывают мир. Как Вы считаете, можно ли дизайн преподавать объективно?
- Хороший вопрос. В конечном итоге он означает: а что это, собственно, такое – тот самый дизайн? Зачем и кому он нужен, чем полезен именно в данный момент? Он ведь не наука, а нечто иное. С той все понятно: куда ж мы без ее метода познания мира! Все плоды цивилизации мигом «превратятся в тыкву», не будь науки – потому что станут невозможны технически. А вот что же превращается в тыкву без дизайна? Да те же самые вещи. Но уже по другой причине – потому что становятся не нужны человеку, когда они лишены пользы, смысла. Или когда неудобны или безобразны.

Так что дизайн, в отличие от естественных наук, субъективен, поскольку направлен на человеческие эмоции, чувства, потребности. Что вовсе не означает случайности, бессистемности и неограниченного авторского произвола, так как человеческое восприятие также подчиняется определенным законам, пусть и не таким однозначным и жестким как физические. Законам художественной композиции, например. Гениальный русский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев совершенно справедливо говорил: «Некрасивый самолет не полетит».

Вы участвовали в организации пространства для Британки в Москве. В Перми тоже будете помогать школе в этом плане?
- Тот проект я разрабатывал и вел до реализации, находясь на объекте едва ли не ежедневно. Здесь речь идет о стратегической консультационной поддержке. Школа создается уникальная, с нуля, прямых аналогов в стране нет. А зарубежный опыт просто невозможно перенести на местную почву без переосмысления. Поэтому сначала необходимо сформулировать стратегию школы, адекватную и вызовам, и объективным ограничениям. И лишь затем наступит очередь разработки, которую, скорее всего, будет вести местное творческое сообщество при поддержке со стороны ведущих специалистов, команду которых тоже предстоит сформировать.

Как дизайн влияет на привлекательность школы для детей, родителей, властей?
- В каком месте вы предпочтете проводить свое время: сидя под цветущим деревом в саду и слушая пение птиц или стоя полдня в пробке на шумной городской магистрали, воняющей бензиновым выхлопом? Ответ очевиден, правда? Разница в ощущениях между качественной, эстетичной, дружественной, то есть действительно развивающей образовательной средой и всем тем, к чему люди у нас безысходно привыкли, отдавая детей в школу, ничуть не меньше, поверьте. Тем более на взгляд ребенка, еще не отрастившего, в отличие от взрослых, толстой брони на своем восприятии.

Может ли он повлиять на успешность бизнес-структуры, например?
- Что касается бизнес-структур, то при прочих равных условиях успешнее всегда оказывается тот, кто умеет рассказывать потребителям более желанные, востребованные истории. Через свои продукты и услуги, то есть языком дизайна. Если при этом потребности удается еще и согласовать с необходимостями, компания и все, что она делает, обретает непотопляемую популярность.

Вам не кажется, что дизайнеры сегодня далеки от народа? Можно вспомнить то, как неохотно принимались жителями Перми арт-объекты, остановки Лебедева...
- Я не стану бросаться на защиту «чести мундира» собственного профессионального сообщества, потому что перед нами не проблема «отсталости провинциальной публики». Хотя сложности со вкусом людей, принимающих решения на местном уровне, наверное, всегда имеют место, есть куда большая проблема с этикой самих дизайнеров, с их отношением к аудитории, с «комплексом варяга». Почти все истории недавнего времени, связанные с «региональным брендингом», так или иначе отдают каким-то большевизмом – стратегией «осчастливливать» других насильно. Надо бы не навязывать людям образы извне, а долго и терпеливо помогать им создавать и развивать собственные. Тогда, глядишь, и описанных проблем не будет.

Как, по-вашему, должны действовать современные дизайнеры?
- Современное понимание дизайна и коммуникаций предполагает непосредственное участие людей в изменениях. Нельзя просто так прийти к кому-то и сказать: «Теперь у тебя будет другая идентичность, ибо я так решил». На подобные действия хотя бы моральное право заслужить надо. Желательно также иметь предварительное согласие «благодетельствуемых». Его Лебедеву, насколько мне известно, в Перми никто не давал. Так стоит ли удивляться реакции? Любое сообщество (и город здесь не исключение) как живой организм отторгает то, что ощущает чужим. Даже в тех случаях, когда сделано что-то, казалось бы, объективно полезное. Как Центр развития дизайна, к примеру, который, будучи в теории весьма даже необходимой институцией, на практике собрал на себя не только позитивную карму.

Отличается ли ситуация с дизайном в Перми и в других провинциальных городах или проблемы общие?
- Системно проблемы общие. Главная, на мой взгляд, критерии, касающиеся дизайн-качества, сегодня совсем не влияют на принятие решений, касающихся всего в нашем окружении: благоустройства городской среды, выпуска новых продуктов, стандартов образования и пр. Чиновникам и менеджерам компаний дизайн сегодня (как и в советское время!) кажется чем-то необязательным, призванным лишь украшать что-нибудь снаружи. В последнюю очередь, в последний момент и бесплатно. Они не понимают, что вложения в дизайн (если, конечно, им занимаются неслучайные люди) – это источник эффективности, а вовсе не лишние затраты. Результаты такой политики? Мы их видим каждый день, выходя на улицу. И они точно не делают нашу жизнь лучше.

Все новости компаний