Газета
  1. Газета
 04 ноября 2013, 13:20  

Как в кино

Как в кино
Виктор Басаргин дебютировал в «президентском» формате телеэфира. Кирилл Маркевич, владелец медиахолдинга «УралИнформТВ», считает, что прямой эфир достиг своей цели. Эксперты сомневаются в удачности выбора методики PR главы региона и ждут кумулятивного эффекта.

28 октября на телеканале «УралИнформТВ» состоялся прямой эфир с губернатором Виктором Басаргиным. Два с половиной часа в передаче «Диалог с губернатором» глава региона отвечал на вопросы жителей края. Оценки экспертного сообщества относительно формы подачи и новизны информации, озвученной главным лицом края, весьма сдержанны: «Цель этой передачи одна — PR губернатора. Другим целям это служить не может. Информационная составляющая — сомнительна. Нужно сказать, что сомнительна и имиджевая составляющая — реакция журналистов была неоднозначна, и многие СМИ подавали информацию не так, как, скорее всего, хотелось бы организаторам «Диалога с губернатором». Если говорить об имиджевой цели — она, на мой взгляд, не была достигнута. Информационная просто отсутствовала. Как мне кажется, ничего нового Виктор Басаргин не сказал», - такое мнение высказал кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ПГНИУ Иван Печищев.

Директор телекомпании «Рифей» Анна Климова, ранее возглавлявшая пресс-службу губернатора Олега Чиркунова, наоборот, настроена положительно к самому факту появления такого формата продвижения губернатора.

«До этого времени PR Виктора Басаргина в основном не имел каких-то отличительных черт от просто текущего информирования. То, что «прогубернаторский» холдинг использует новые подходы — безусловно хорошо. Прямое общение, в той или иной форме, главы региона с жителями — позитивно влияет на восприятие губернатора, но не могу прогнозировать, что это сильно отразится на рейтинге. В принципе, исполнение было вполне хорошее. Понятно, что любой человек со стороны может сделать кучу замечаний по поводу того, что не было прямых звонков, не дали журналистам задавать вопросы. Но это детали. Если относится к «Диалогу с губернатором» как к PR-проекту, то стремление сделать что-то новое — уже похвально», - отмечает г-жа Климова.

«Вряд ли тот эфир, который состоялся 28 октября, вызвал большой интерес у журналистов, поскольку новых тем там было совсем немного. По сути, это лишь заявление губернатора, сделанное в ответ на вопрос Константина Окунева. Однако если говорить о второй целевой группе, которую обозначил Кирилл Маркевич, - интересующиеся ситуацией в Пермском крае, - то их внимание этот эфир наверняка привлек. По всем основным резонансным вопросам Виктор Басаргин высказался, на потенциальные вопросы широкого круга лиц ответил», - считает главный редактор газеты Business Class Вадим Сковородин.

Зрителька в тютельку

«Хороший вопрос - на какую аудиторию направлена передача? Видимо, на массовую. Это под кальку сделано с прямой линии президента. Но, мне кажется, формат устарел лет на пять. Передачи с Владимирым Путиным выходят довольно давно, за этот период изменились и подача прямой линии, и методы организации. Передача с Басаргиным похожа на то, как это делалось на Центральном телевидении несколько лет назад. Поэтому, считаю, получилось немного натянуто. Я не уверен, что большую аудиторию собрал канал в момент прямого эфира. Видимо, был больший расчет на журналистов, которые там присутствовали, но они выходили оттуда с другим посылом», - рассуждает Иван Печищев.

Владелец медиахолдинга «УралИнформТВ» Кирилл Маркевич считает, что цель, поставленная при организации «Диалога с губернатором», достигнута: «Никто при проведении подобных передач не ориентируется на то, что зрители будут смотреть прямой эфир или его повторы от начала и до конца. В первую очередь такая телепрограмма — это площадка для спикера. Основная аудитория — интересующиеся ситуацией жители и представители СМИ. Цель — сделать понятной и открытой позицию спикера, чтобы его слова разошлись на цитаты. Виктор Басаргин высказал свое мнение по ключевым вопросам, оно получило свое продолжение в публикациях и сюжетах СМИ», - считает г-н Маркевич.

«Мне кажется, что в «районках» появятся большие развернутые статьи. Очевидно, что те районные СМИ, у которых заключен договор с администрацией губернатора, сделают материалы в обязательном порядке. Другие будут делать тексты или сюжеты, не ориентируясь на информационные поводы, прозвучавшие в эфире», - предполагает Иван Печищев.

«Я думаю, что это было направлено на самую широкую аудиторию, явно не на элиты. Так, по крайней мере, должно было быть. Но прямой эфир проходил днем в будний день, и это свидетельствует, что в момент демонстрации самой передачи был велик объеме аудитории. Можно даже с высокой степенью вероятности утверждать, что рейтинги не были высокими», - делится мнением Анна Климова.

Кирилл Маркевич настаивает на том, что рейтинг в данном случае не важен: «Число людей нас абсолютно не беспокоит. Главная аудитория — журналистское сообщество. Цель - не устраивать из этого шоу. Говорят, что не было экшена, драйва. Но мы же выступаем не в роли Стивена Спилберга».

Критически оценивает такой подход г-н Печищев: «Если Кирилл Маркевич говорит, что это было мероприятием, направленным на журналистов, то у меня нет оснований ему не доверять. Это в принципе понятный расчет: через журналистов можно выйти на широкую аудиторию. Но, мне кажется, что журналистика за последние несколько лет сильно изменилась. И мероприятия с жестким сценарием, кроме иронии, у большинства журналистов других эмоций не вызывают. Поэтому, думаю, если это было сделано только для журналистов, то это еще больший провал по сравнению с тем, если бы передача была нацелена на массовую аудиторию», - уверен г-н Печищев.

«В принципе, создавать подобные программы только для интересующихся жителей и журналистов бессмысленно. Можно было собрать журналистов на достаточно откровенную пресс-конференцию», - заключает Анна Климова.

Сложно оценить объем аудитории, посмотревшей «Диалог с губернатором». На момент написания этого материала на сайте «УралИнформТВ» сюжет с прямого эфира был просмотрен более 500 раз. Телевизионный рейтинг пока неизвестен, Кирилл Маркевич сообщил «bc», что он станет известен позже.

На клеточном уровне

«Специалисты оценивают эти методики PR как устаревшие, актуальными они были лет пять назад. Сейчас, в век интернета, мне кажется, с таким форматом уже опоздали. Все были бы довольны, если бы при записи «Диалога с губернатором» было больше свободы: дали бы возможность журналистам задавать вопросы, и не было бы жесткого сценария», - размышляет Иван Печищев.

Кирилл Маркевич не стал отвечать на вопрос «bc» о том, как прорабатывался сценарий программы: «Никогда ни один человек не прокомментирует изнутри организацию подобных мероприятий. Сейчас вы планируете получить от меня ответ, что происходившее на «Диалоге с губернатором» было тщательно отрежиссированным спектаклем. Я не буду говорить на эту тему. Могу ответить, что люди задавали вопросы и губернатор на них отвечал.

Я не знаю человека, который смог бы заставить Виктора Басаргина в силу его порядочности и интеллигентности участвовать в чем-то отрежиссированном. Мы пытались намекнуть ему на некие вещи, но когда получили отказ, не стали настаивать», - рассказывает г-н Маркевич.

Длина волны

«Журналисты всегда скептически оценивают любые PR-мероприятия власти. Они замечают многие плюсы и минусы. Сам факт проведения «Диалога с губернатором» был оценен ими позитивно. Были материалы про само событие, - говорит Анна Климова. - Что будет дальше? Вопрос в длине информационной волны. Вспомним про то, как слова Путина через некоторое время принимают форму решений федеральной власти, а прямая линия становится площадкой для их презентации. Естественно, такие вещи готовятся, отрабатываются, а затем озвучиваются в прямом эфире. Для того чтобы выстроить цепочку событий и поднять значение личных решений политика. Понятно, что пресс-служба губернатора пригласила на передачу журналистов, в том числе и районных, которые работают с ними по контракту. Естественно те, в рамках контрактов, об этом отпишутся. Тут удивляться нечему», - добавляет гендиректор телекомпании «Рифей».

По мнению г-жи Климовой, в сравнении «Диалога с губернатором» с прямым эфиром президента, для кремлевских пиарщиков прямой эфир - повод для развития повестки дня: «После прямого эфира Путина появляется шлейф из информационных материалов, в которых анализируются, трактуются и оспариваются слова президента».

Кирилл Маркевич видит подобные элементы в прошедшей передаче: «На мой взгляд, было несколько высказываний губернатора, которые в дальнейшем могут будут использованы как мощные информационные поводы. Если ориентироваться на некие послания, адресованные обществу, то они были достаточно яркими. Начиная с ответов, что губернатор в Перми всерьез и надолго, заканчивая тем, что на формальном уровне городу Перми будет придан статус административного центра».

«Итог «Диалога с губернатором» станет понятен через несколько недель, когда можно будет оценить кумулятивный эффект и работу пресс-службы главы региона в пост-материалах (в статьях, сюжетах, экспертных оценках). Если это не будет сделано, а только ограничится информационными сообщениями о дне самого прямого эфира, то эффект не будет достигнут», - заключает Анна Климова.
 

Теги:
Все новости компаний