Газета
  1. Газета
 23 сентября 2013, 13:20  

Точка невозврата

Точка невозврата
Депутаты Законодательного собрания одобрили схему приватизации пермского аэропорта в рамках заседаний комитетов. Центральный аппарат ФАС приступил к выездным проверкам. В краевом правительстве говорят, что инвестором может выступить и не «Ренова».

На прошлой неделе депутаты законодательного собрания края получили доступ к рабочим документам, касающимся приватизации имущества ОАО «Международный аэропорт Пермь» компанией «Кольцово-Инвест». Парламентариям представили не только текст инвестиционного меморандума, но и проекты четырех соглашений, подписание которых предусмотрено в рамках реализации меморандума. По словам главы минимущества Пермского края Андрея Шагапа, представленные документы обеспечат полный контроль за реализацией проекта со стороны краевых властей, а так же поступление доходов от продажи акций в бюджет региона. Министр отметил, что активная работа по осуществлению положений меморандума начнется только после того, как депутаты ЗС примут проект приватизации в первом чтении. О включении аэропорта в план приватизации на 2013-2015 годы как «об основной точке невозврата» говорил и генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский. Вопрос был включен в повестку «пленарки» по письменной просьбе губернатора Пермского Виктора Басаргина. В преддверии пленарного заседания правительство и представители потенциального инвестора, защищая проект, прошли через два профильных комитета: инфраструктурный и комитет по экономическому развитию и налогам.

Параллельно центральный аппарат ФАС России совместно с региональным отделением начал внеплановые выездные проверки по факту возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Виктора Басаргина, ОАО «Международный аэропорт Пермь» и ОАО «Кольцово-Инвест». 17 сентября антимонопольщики «посмотрели, как обстоят дела» в пермском аэропорту. День спустя на налоговом комитете ЗС депутаты заслушали обе стороны. Председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов, которому было поручено курировать проект вместо вице-премьера Олега Демченко, заверил депутатов, что процесс приватизации имущества аэропорта отныне будет «максимально открытым». «Любые документы мы предоставим депутатам», - заявил г-н Тушнолобов.

В то же время Евгений Чудновский на встрече с журналистами признал, что компания допустила несколько ошибок в части пиара и открытости инвестиционного меморандума. «Мы не сразу поняли, что это вопрос так важен для общественности. В тексте меморандума ничего противозаконного нет. В нем просто переписана наша заявка на участие в конкурсе», - отметил г-н Чудновский. На комитете по налогам глава УК «Аэропорты регионов» попытался опровергнуть мнение некоторых депутатов о кулуарном и, следовательно, незаконном характере проведенного отбора инвестора. «В конкурсе приняли участие все компании, которые на сегодняшний день могут строить и управлять такими сложными инфраструктурными объектами, как аэропорты. То есть конкуренция, по сути, состоялась. Мы сейчас объективно крупнейшая в России компания, которая знает, как оптимизировать процесс строительства терминала и как грамотно управлять им», - заверил г-н Чудновский.

От продажи имущества аэропорта с аукциона краевое правительство, по словам Андрей Шагапа, отказалось по причине того, что в таком случае исполнительная власть потеряла бы контроль за реализацией проекта. Процесс приватизации, прописанный в меморандуме, ужесточает механизмы контроля за действиями инвестора со стороны правительства и делегирует исполнительному органу власти как акционеру дополнительные полномочия. Соглашение предусматривает денежные штрафы за срывы сроков реализации проекта, вплоть до принудительного выкупа акций аэропорта у инвестора. «Кроме того, способ приватизации путем внесения акций аэропорта в уставной капитал краевой корпорации выбран и для того, чтобы выиграть время и максимально быстро построить терминал», - отметил Геннадий Тушнолобов.

Со своей стороны начальник отдела ФАС России по борьбе с картелями Андрей Тенишев, приглашенный на заседание налогового комитета посоветовал депутатам отложить принятие прогнозного плана приватизации до того момента, пока ФАС России не вынесет решение по возбужденному делу. «Попытка вынести вопрос о приватизации аэропорта на законодательное собрание – один из элементов того большого антиконкурентного соглашения, которое, по нашему мнению, заключено между правительством Пермского края и ОАО «Кольцово-Инвест» еще в начале 2012 года задолго до процедуры отбора. Я бы на месте заксобрания не давал карт-бланш правительству на продолжение тех антиконкурентных действий, в котором антимонопольная служба их подозревает», - заявил федеральный чиновник. По словам Андрей Тенишева, входе выездной проверки ОАО «Международный аэропорт Пермь», были обнаружены документы, которые косвенно подтверждают факт сговора между Правительством и хозяйствующим субъектом. В качестве примера чиновник озвучил содержание служебной записки о рекомендации в качестве инвестора строительства нового терминала ОАО «Кольцово-Инвест». «Записка подписана вице-премьером краевого правительства Олегом Демченко и датирована 17 сентября 2012 года - задолго до процедуры отбора. О какой конкуренции может идти речь?», - сообщил г-н Тенишев.

Однако заявление федерального чиновника было расценено рядом парламентариев как «шантаж». Так депутат Алексей Лейфрид сообщил, что сам факт проведения проверки вовсе не означает, что сговор действительно имел место. По словам Андрей Шагапа, схема приватизации аэропорта принимается депутатами безотносительно того, кто ее будет реализовывать. «В случае, если ФАС выдаст предписание о проведении повторной процедуры отбора инвестора, правительство это сделает», - отметил министр.

Глава налогового комитета Елена Гилязова подвела итоги дискуссии, отметив, что на старте проекта отношения были непрозрачны, однако сейчас депутаты добились открытости процесса. «Схема приватизации понятна. Мы передаем акции аэропорта предприятию («Корпорации развития Пермского края – bc), которое является собственностью края. Мы договариваемся, что депутаты входят в совет директоров, в котором решения принимаются только единогласно. По большому счету мы не выпускаем этот процесс из-под контроля. В соответствии с решением ФАС совет директоров определит, с каким инвестором работать. Сейчас мы принимаем решение о передаче 100% акций ОАО «Международный аэропорт Пермь» Корпорации развития Пермского края, а не «Ренове », - резюмировала Елена Гилязова. По словам Андрея Тенишева, ФАС России понадобится 2-3 месяца на рассмотрение антимонопольного дела. По плану приватизация имущества аэропорта должна пройти в период с декабря 2013 по январь 2014 года. «Нам ничего не мешает дождаться решения антимонопольного органа», - отметила г-жа Гилязова. Оба профильных комитета рекомендовали проект приватизации к принятию. Однако 19 сентября пленарное заседание не состоялось по причине отсутствия кворума, поэтому вопрос депутатами рассмотрен не был.

Справка:
На первом этапе приватизации 100% акций ОАО «Международный аэропорт Пермь» будут внесены в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края». Корпорация заключит с инвестором необходимые договоры по привлечению инвестиционных средств. На втором этапе – будет объявлена допэмиссия акций аэропорта. Размер пакета инвестора в результате допэмиссии составит 50% плюс одна акция. На третьем этапе корпорация обязуется продать чать акций после чего доля инвестора в ОАО составит 75%. На заключительном этапе, который наступит после ввода нового терминала в эксплуатацию (планируется запустить терминал в декабре 2015 года), инвестор обязуется выкупить пакет акций аэропорта у корпорации, после чего доля инвестора в ОАО «МАП» составит 100%.

Теги:
Все новости компаний