Газета
 19 августа 2013, 13:20   2723

Подарок Чернушке

Высокоскоростная железнодорожная магистраль, в случае строительства, пройдет мимо Перми. Зато Чернушка обретет от этого федерального проекта нешуточные дивиденды.

 Подарок ЧернушкеВ Перми прошли общественные слушания по вопросу строительства участка высокоскоростной магистрали в Пермском крае. В итоге он все-таки пройдет через регион, но минует Пермь.

В цифрах.
На сегодняшний день наиболее оптимальным признан вариант прохождения высокоскоростной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» (ВСМ-2) по югу Пермского края, рассказал начальник технического управления департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Геннадий Балабанов. Протяженность участка магистрали, который пройдет по территории края, составит 121,4 км. Пересадочный узел будет создан в Чернушке, которую свяжет с Пермью участок скоростной железной дороги протяженностью 203,5 км. Стоимость строительства рокадной дороги «Пермь — Чернушка» составит порядка 300 млрд рублей. Прорабатывался вариант и более близкого прохождения магистрали к краевому центру. Однако в случае его реализации протяженность магистрали по территории края увеличилась бы до 254,4 км. И при таком маршруте оказалась бы отсеченной Башкирия, отметил г-н Балабанов. Теперь Уфу также как и Пермь соединят с Чернушкой.

Необходимость развития. Создание пересадочного узла в Чернушке, по мнению экспертов, даст дополнительный импульс для развития юга края. «По подсчетам специалистов, через 20 лет нефтяные запасы в районе Чернушки будут исчерпаны, и мы рискуем получить очередное вымирающее поселение. Поэтому прохождение высокоскоростной магистрали через Чернушку – это, безусловно, подарок для города. Чернушка будет развиваться как важный транспортный узел: это новые рабочие места, налоговые отчисления и так далее. Более того, Чернушка возьмет на себя часть транспортных потоков из соседних регионов — Екатеринбурга, Уфы», — отмечает заместителя председателя Законодательного собрания Пермского края Ширяева.

Реализация проекта означает экономическое развитие края, увеличение численности малых городов, повышение мобильности населения, отмечает министр транспорта и связи Пермского края Владимир Митюшников. В то же время, по мнению директора ООО «Пермский аналитический центр» Сергея Седова, «магистраль будет расположена вдалеке от Перми, то есть интересен такой способ путь до Москвы только тем, кто проживает на юге края, а основная часть населения им пользоваться не будет — слишком далеко от основного транспортного узла». Проект строительства высокоскоростной магистрали является федеральным, поэтому возможность активного участия Пермского края в нем оказывается минимальной. «Любой крупный инфраструктурный проект, связывающий регионы, интересен, но Пермский край в нем останется скорее сторонним наблюдателем, даже при условии, что проект реализуют. Насчет этого есть большие сомнения, так как сама идея далеко не нова», — отмечает Сергей Седов.

Не конкурент. Создание высокоскоростной магистрали значительно уменьшит время в пути. Проезд из Перми до Чернушки займет 1 час. Время в пути из Чернушки до Москвы составит 5,5 часов, до Екатеринбурга — 1,5 часа. Стоимость проезда на высокоскоростном поезде будет варьироваться от 1 до 10 рублей за 1 км, что значительно дешевле авиатранспорта. «По стоимости это очень сопоставимые цены. ВСМ составит серьезную конкуренцию в том числе и авиаперевозкам. В таком случае рынок предоставит самую лучшую услугу в формате цена-качество», — отмечает Виктор Плюснин, председатель комитета по развитию инфраструктуры Законодательного собрания Пермского края.

Но по мнению Сергея Седова, особых преимуществ такой способ передвижения не несет. «Финансово уже сейчас многие выбирают самолет, а тут предлагается сначала добраться до Чернушки, затем уже с пересадкой до Москвы (это основной маршрут для многих). Особой веры, что построят что-то типа высокоскоростной электрички от Перми до Чернушки, нет: это просто будет нерентабельно и никогда не окупится, слишком мизерный поток», — считает г-н Седов. По мнению Александра Драницына, депутата Законодательного собрания Пермского края, о вероятности строительства ВСМ-2 на территории Пермского края, сейчас вообще говорить сложно. «Все станет понятно по итогам завершения строительства первой очереди ВСМ-2 «Москва — Казань», — сообщил г-н Драницын.

Запуск в эксплуатацию ВСМ-2 по территории Пермского края и рокадной дороги «Пермь — Чернушка» запланирован на 2023 год.

До конца 2013 года будет готово технико-экономическое обоснование проекта, предусматривающее его детализацию. На ключевых этапах реализации проекта планируется проведение общественных слушаний.

Справка «bc»
Строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» по территории нескольких субъектов Российской Федерации: Москва, Московская область, Владимировская, Нижегородская, Свердловская области, республики Чувашия, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртия, Татарстан и Пермский край.
Ориентировочная длина ВСМ-2 составит 1500-1660 км.
Скорость пассажирских перевозок — до 400 км/час.
Предварительная оценка суммарного пассажиропотока — 18 258 тыс. человек в год, в том числе к 2020-му — 7 863,99 тыс. человек в год и к 2030-му — 12 120,87 тыс. человек в год.


Подарок ЧернушкеCергей Седов, Пермский аналитический центр:

Проект дороги от Перми до Чернушки никогда не окупится. Пассажиропоток будет мизерным.
 

Поделиться:
Все новости компаний