Газета
  1. Газета
 05 ноября 2012, 13:20   845

Поле для правок

Поле для правок
Принятие схемы размещения уличных торговых объектов — шаг верный, но половинчатый. Документ точно ждет постоянная коррекция.

 Долгожданная схема размещения объектов нестационарной торговли, принятая администрацией Перми, — безусловно, позитивный шаг. По крайней мере, в ходе длительных дебатов с предпринимательским сообществом стороны пришли к устраивающему их решению. К слову сказать, около 30% муниципалитетов в крае эту работу еще не сделали. Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Я вижу в тексте принятого документа почву для будущих конфликтов и противоречий. В чем же дело? Давайте вспомним основной посыл создания схемы — согласно ст. 10 ФЗ №381, она нужна для обеспечения равномерного доступа граждан к объектам торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Однако кроме обеспечения гражданам доступа к торговой инфраструктуре перед администрацией города стоит ряд перекрестных задач в сфере градостроительства, транспортной инфраструктуры, сохранения объектов культурного наследия, здравоохранения, образования и прочих. С этой стороны я не увидел в принятом документе четких подходов, как будет увязываться размещение НТО с интересами других городских ведомств. В итоге мы получаем одноразовый документ, который будет подвергаться регулярным правкам, что не добавит администрации доверия со стороны предпринимательского сообщества. Примеры подобной деятельности в крае уже есть — когда в одном из муниципалитетов схема пересматривается чуть ли не каждый месяц. Из крупных российских городов в Хабаровске также пошли по этому пути. Зачем? 

Считаю, важность и эффект данного документа в целом значительно недооцениваются муниципалитетами, что рождает либо формальный подход, либо сиюминутные решения, которые приходится потом бесконечное количество раз корректировать. Хотя не везде ситуация критична. Хорошая попытка системно подойти к данному вопросу была сделана, например, в Чайковском, где было приняты положение (!), регламентирующее основные вопросы размещения НТО, и непосредственно сама схема. 
Таким образом, мне хотелось бы видеть в документе не просто таблицу, а расписанный концептуальный подход, согласованный по действиям и инструментам с другими ведомствами.
Идеальной мне виделась бы следующая картина:
Развитие потребительского рынка, его инфраструктуры — это программная работа, в рамках которой и закладываются основные концептуальные подходы и видения. Таким образом, наиболее эффективным будет принятие программы развития потребительского рынка Перми, а вот в ее рамках важно учесть требования ФЗ №381!
Нестационарные объекты кроме прямого функционала могут нести еще и некий эстетический, культурный посыл, и важно, на мой взгляд, данный аспект учитывать (к слову сказать, насколько я знаю, у администрации есть типовые проекты НТО, и они в целом, на мой взгляд, весьма неплохи…).
Принципы получения земли. Аукцион — это не всегда хорошо. Побеждает в этом случае тот, у кого в абсолютном количестве больше денег. Печатные киоски на улицах мы в будущем в этом случае вообще не увидим.
 Дифференциация арендаторов возможна несколькими путями:
• отдавать землю крупными лотами под застройку НТО девелоперам с обременением по наличию на площадях в коммерческой аренде сбалансированного по отраслям количества предпринимателей;
• определиться с преференциями относительно отдельных отраслей и с ними аукцион проводить отдельно;
• определиться с конкретным точечным распределением объектов НТО и торговать землей под объект с конкретным отраслевым назначением.
В целом я очень рад, что движение началось, и думаю, что выбранный администрацией города режим принятия решений по вопросу размещения НТО весьма продуктивен. Надеюсь, что в дальнейшем он будет не менее эффективно применяться при решении вопросов, затрагивающих различные аспекты предпринимательской деятельности.
Поделиться:
Все новости компаний