Газета
  1. Газета
 24 сентября 2012, 13:20  

Патовая ситуация

Патовая ситуация
Судебное разбирательство по поводу проведения конкурса на строительство Восточного обхода может превратить долгожданный дорожный объект в долгострой.
В идеале
В марте этого года югорская компания «Ханты-Мансийскдорстрой», уже имеющая серьезный опыт реализации крупных проектов, в том числе и федерального значения, выиграла открытый конкурс на строительство второй очереди Восточного обхода Перми. Этот пятикилометровый участок дороги от выезда с Ивы до Лядовского тракта много лет является проблемной точкой автолюбителей и властей. Интенсивность движения здесь составляет 25 тысяч автомобилей в сутки. И старое двухполосное шоссе с таким потоком не справлялось ни при каких условиях. «ХМДС» взялась за кардинальную реконструкцию участка. Важным объектом транспортной инфраструктуры региона должно стать четырехполосное шоссе с барьером и разделительной полосой. 
Кроме того, новая развязка, выполненная по типу «полный клеверный лист», обеспечит движение по всем четырем направлениям: Новые Ляды, Мотовилиха, Чусовской мост, Стахановская. То есть в перспективе регион ожидает появление широкой скоростной автодороги первой категории, комфортной и безопасной. Согласно проекту, объект будет сдан в апреле 2013 года. «На весну останутся работы по благоустройству, нанесение разметки и пр. Мы хотим до зимы запустить движение по новой развязке. Основная задача — в ближайшее время обеспечить пермякам проезд в данном направлении!» — пояснил Виктор Шендрик, главный инженер филиала ОАО «ХМДС» — «СУ №905».
 
Ход работ
Сегодня строительство дороги ведется строго по графику. На объект брошены значительные силы компании. Полная стоимость работ на участке длиной 5,8 км оценивается в 1,6 млрд руб. Подрядчики освоили примерно половину — 850 млн руб. Согласно отчету «ХМДС», земляные работы выполнены на 85%, укладка щебеночного основания — на 75%, укладка асфальтобетонного покрытия — на 55%. 
Для реализации проекта был приобретен новейший асфальтобетонный завод AMMANN производительностью 200 тонн/час. Сырье и стройматериалы закупаются на месте. К работе привлечено порядка 50 единиц современной техники, а вместе с наемными транспортными предприятиями на объекте задействовано более 300 человек. Около 10% штата составляют местные жители. К выполнению отдельных видов работ также привлекаются пермские организации. Так, 80% работ по транспортировке материалов было отдано транспортным фирмам Пермского края. Более того, «ХМДС» зарегистрировало в Прикамье свое обособленное подразделение, таким образом, все налоги платятся в бюджет Пермского края. Сибирские дорожники применяют современную технологию асфальтоукладки единым фронтом, без продольных швов. На метровую подушку из щебня и песчано-гравийной смеси укладывается 25-сантиметровый слой асфальтобетона. 
«У нас было несколько задержек, вызванных непредвиденными обстоятельствами. Дважды мы натыкались на родники и полностью заменяли там грунт. Дважды сталкивались с не обозначенными в проекте кабелями. Один из них — оптоволоконный — был проложен под землей вдоль всей трассы как раз в том месте, где мы должны были расширить дорогу. На перенос кабеля с учетом согласования вопросов с его собственником и поисками подрядчика нам понадобился почти месяц. Две недели ждали билет на вырубку леса. Чтобы ускорить работы, мы по своей инициативе и по согласованию с заказчиком построили непредусмотренное проектом временное объездное кольцо на пересечении Восточного обхода и Лядовского тракта», — комментирует ситуацию Виктор Шендрик. 
 
Юридический стоп-фактор
Беда пришла, что называется, откуда не ждали. В конце августа суд первой инстанции удовлетворил иск ОАО «Пермдорстрой» и признал недействительным госзаказ на строительство путепровода. При этом неправильными были признаны действия Управления автомобильных дорог Пермского края. Безусловно, правовая оценка состоявшихся торгов является компетенцией Арбитражного суда. Однако обращает на себя внимание странная позиция истца в этом деле. С одной стороны, Владимир Нелюбин, новый собственник «Пермдорстроя», говорит о том, что он абсолютно не ставит своей целью судебное разбирательство по указанным торгам и что они инициированы прежними владельцами компании. Однако судебное разбирательство произошло в августе, когда Владимир Нелюбин уже являлся владельцем «Пермдорстроя» и, тем не менее, не отказался от претензий. Один из экспертов «bc» отметил, что свои процессуальные права г-н Нелюбин использует исключительно как средство конкурентной борьбы, не учитывая при этом интересы края.
ОАО «Ханты-Мансийск­дорстрой», по заявлению главы Минтранса Владимира Митюшникова, в конце осени может покинуть объект, получив оплату за выполненную часть работ. А зимой «Автодор» объявит аукцион на завершение строительства объекта. «Эта дорога необходима, наше ведомство заинтересовано в скорейшем урегулировании ситуации. Но приемку работ и оплату мы пока не производим. Мы ожидаем, что ясность появится по прошествии зимы. Весной работы начнутся с новым подрядчиком или со старым — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», это, очевидно, будет решаться в судах», — сообщил министр.
Однако, по мнению специалистов, смена подрядчика на практике всегда влечет за собой срыв первоначального графика строительства и необходимость решения массы технологических вопросов, в том числе подготовки новой конкурсной документации. «Любые расторжения контрактов с подрядчиком отбрасывают заказчика на несколько месяцев назад с точки зрения сроков. Не исключены в этом случае риски, связанные с удорожанием объекта», — пояснил депутат Пермской городской Думы Юрий Уткин. Свои опасения по поводу дальнейшей судьбы путепровода высказал и пермский журналист Дмитрий Торбеев. «Если ситуация закрутится, никто не проявит политической воли, то стройка вообще встанет навечно. Суды, жалобы, рассмотрения — уйти может год, а то и больше», — пишет г-н Торбеев в своем блоге.
Самое интересное, что в Пермском крае уже существует прецедент, когда юридическая волокита вокруг подрядчиков существенно замедляла строительство дорожного объекта. Такова ситуация с капитальным ремонтом автодороги Пермь — Усть-Качка, где Пермская ДПМК, с которой «Автодор» сначала разрывал контракт через суд, потом отзывал апелляцию, явно не успевает закончить работы до наступления холодов. 
 
Результат
Что мы имеем в конечном счете? Крупная дорожно-строительная компания с именем, за плечами которой не один десяток реализованных проектов в ХМАО-Югре, Томской, Омской, Липецкой областях, в том числе участки автотрасс федерального значения М-4 «Дон», М-7 «Волга», заходит в Пермский край с явными намерениями закрепиться в регионе. Открывает здесь свое обособленное подразделение, исправно платит налоги в краевой бюджет, выполняет работы строго в соответствии с утвержденным графиком и нарывается на досрочный разрыв контракта. «После такого казуса вряд ли кто-то еще придет работать в регион», — уверен Дмитрий Торбеев. 
А в роли пострадавших окажутся в первую очередь автолюбители, которые вместо долгожданной транспортной развязки могут получить очередной долгострой. «С точки зрения автомобилистов, затягивание строительства — большой минус. Потому что езда по недостроенным дорогам — вопрос не только комфорта, но прежде всего безопасности», — прокомментировал ситуацию общественный деятель Дмитрий Жебелев. А блогер Дмитрий Торбеев однозначно выразил свою точку зрения: «Черт с ним, кто строит, лишь бы достроили».

Как заявил заместитель главного инженера ОАО «СУ-920» «Ханты-Мансийскдорстрой» Сергей Собянин, «наша задача — качественно строить, а не судиться. Мы зашли в Пермский край не ради одного объекта и заинтересованы в дальнейшей работе здесь». Очевидно, что разрыв контракта в данной ситуации невыгоден ни заказчику, ни подрядчику, ни региону в целом.