Газета
  1. Газета
 13 августа 2012, 13:20   1482

Задумались о досуге

Задумались  о досуге
Сроки реализации строительства второй очереди ТЦ «Айсберг» вновь сдвинулись. Девелоперы намерены пересмотреть концепцию нового торгового центра.

 По информации «bc», сроки строительства второй очереди торгового центра «Айсберг» вновь сдвинулись. На этот раз по причине отсутствия разрешения на строительство, получить которое девелоперы планировали весной текущего года. По словам собственника управляющей объектом компании «ПКФ «Био-лайн» Александра Кириленко, теперь выход строителей на объект сдвинулся еще на два месяца. 

Напомним, о строительстве второй очереди ТЦ «Айсберг» авторы проекта заявляли в 2007 году. Тогда планировалось возвести на ул. Попова 23-этажную «башню». Однако последовали протесты властей, и собственникам «Айсберга» посоветовали пересмотреть этажность. После кризиса 2008 года было решено построить 4-этажное здание с подземным паркингом. В конце прошлого года УК заявляла, что строители выйдут на площадку весной нынешнего, однако с планами вновь пришлось притормозить. 
Изначально концепция второй очереди «Айсберга» в его 4-этажном исполнении предполагала кирпичное здание шириной 20 метров общей площадью 11 тыс. кв. метров. 
Площадь возможной «нарезки» торговых площадей предполагалась от 50 до 1500 метров. «На всех этажах многофункционального центра досуга разместятся кафе, рестораны и магазины услуг, подарков, парфюмерии и аксессуаров, а также бутики бижутерии, цветов, ювелирных изделий, развлекательные заведения и спортивные залы», — описывается в концепции.
Сегодня, по словам Александра Кириленко, документы по объекту находятся на экспертизе. Собеседник отметил, что в целом концепция нового ТЦ не изменилась, но не исключено ее переформатирование. «Конструкция какой задумана, такой и будет. Пересмотру подвергнется внутреннее пространство ТЦ, концепция бизнеса. Это связано с надвигающимся кризисом и появлением в городе большего количества торговых площадей», — рассказал г-н Кириленко. 
 
Важность досуга
Первый момент, над которым девелоперы намерены подумать, касается досуговой составляющей ТЦ, поскольку он изначально позиционировался как «центр досуга». По мнению директора консалтинговой компании Research&Decisions Регины Давлетшиной, любая досуговая часть дает ТЦ конкурентные преимущества. «Если инвестор готов вкладываться в такого рода концепцию и в дальнейшем ее развивать, то она будет востребована. В Перми дефицит досуговых заведений, но надо понимать также, что такой формат подразумевает определенные риски и будет не так быстро окупаться, как обычный торговый центр», — считает г-жа Давлетшина. С ней солидарен и гендиректор АН «Респект» Алексей Ананьев: «Было бы неплохо, если бы горожане получили в центре Перми еще один досуговый центр. 
Я думаю, что девелопер до конца будет сохранять в тайне досуговую составляющую, поскольку такие вещи отслеживаются конкурентами». Собеседники сошлись во мнении, что в новом «Айсберге» вряд ли разместится ночной клуб, поскольку это недолговечный проект, и через 2—3 года собственнику придется менять концепцию заведения и его реформатировать. 
Говоря о рисках, Алексей Ананьев добавил, что сегодня рынок очень изменчив. «Тенденции сегодняшнего дня явно поменяются через полтора-два года, когда девелопер выйдет на завершающую стадию строительства. Инвестор и раньше рисковал, но сегодня — еще больше. Самый оптимальный вариант с минимальными рисками — простой торговый центр. Первая очередь «Айсберга» показала достаточно высокий трафик, поэтому стоящий рядом аналогичный ТЦ будет востребован», — полагает эксперт. Г-н Кириленко заверил, что пока риска переформатирования концепции нового «Айсберга» из досугового в торговый нет. «Хотя на примере WanderHall мы видим, что досуговый формат не совсем вписывается в концепцию города», — добавил собеседник.
 
Поиски фудкорта
Второй составляющей концепции, которая, возможно, подвергнется пересмотру, станет наличие в торговом центре фудкорта. Согласно первоначальным схемам этажей, вторая очередь «Айсберга» его не предусматривает. На этажах размещены лишь небольшие точки питания. По словам Александра Кириленко, сегодняшняя концепция также не подразумевает фудкорта. «Там возможно размещение отдельных ресторанчиков. Но над этим вопросом мы тоже еще будем думать», — отметил собственник УК «ПКФ «Био-лайн». При этом он отказался озвучить, уменьшится или, наоборот, увеличится число заведений в новом «Айсберге». 
«Если они делают досуговую часть, то, безусловно, в ТЦ должен быть фудкорт. Это взаимодополняемые составляющие», — считает Регина Давлетшина. По мнению Алексея Ананьева, в Перми сложилась определенная традиция, что в любом ТЦ посетители могут перекусить. «Мы к этому привыкли, и покупатели будут интуитивно искать фудкорт в новом «Айсберге», — отметил г-н Ананьев.
Третий спорный вопрос касается парковочной зоны, которая, согласно концепции, должна разместиться в цокольном этаже нового ТЦ. По словам г-на Кириленко, неплохо было бы вынести ее на поверхность, но сегодня у девелоперов нет такой возможности. «Мы ограничены площадями. По нормативам парковочных мест в новом ТЦ будет достаточно, но, по сути, они все равно будут в дефиците», — отметил собеседник издания. Согласно схеме этажей, речь идет о 40 машино-местах. Кроме того, в расчет берутся также парковочные карманы вдоль ул. Попова на 20 и 40 машино-мест и стоянка ТЦ «Айсберг» на 50 машин. Однако, по мнению экспертов «bc», в новом «Айсберге» должно быть примерно 150—200 парковочных мест. 
Четвертый аспект, который также подвергнется переработке, — наполняемость ТЦ. По словам Регины Давлетшиной, сегодня в Перми востребованы дискаунтеры, которые предлагают одежду, обувь, бытовую технику по ценам среднерыночным и ниже. «К сожалению, исходя из экономической ситуации такой формат наиболее востребован, но далеко не для каждого ТЦ может подойти. У «Айсберга», кстати, есть Rada, но это дискаунтер не эконом-класса», — отмечает г-жа Давлетшина. Стоит отметить, что по такому пути развития сегодня пошел и ТЦ «Земляника», где в середине августа откроется распродажный универмаг «Фамилия». 
По мнению директора ООО «Пермский аналитический центр» Сергея Седова, собственники нового ТЦ при его наполнении столкнутся с трудностями. «Не хватает сильного бизнеса, который сможет возить в Пермь, например, те марки одежды, которых нет в городе (и так по многим товарам). Таким образом, девелоперам решать надо задачу не просто «строить или нет», а «кто будет нашим арендатором», — отметил эксперт. 
Что касается новых для Перми операторов, то, по словам Александра Кириленко, в новом ТЦ, они, возможно, появятся. Сейчас этот вопрос находится на стадии переговоров. «Итог зависит не только от наших пожеланий, но и от планов развития компаний, которые мы привлекаем. Хорошо, если наши планы совпадут», — добавляет г-н Кириленко. Не исключается также, что первый этаж торгового центра займет продуктовый ритейлер. 
«Пока все эти вопросы находятся в стадии обсуждения. Окончательное решение еще не принято», — резюмирует г-н Кириленко, добавляя, что свои двери новый досуговый центр откроет не раньше 2014 года. 
Поделиться:
Все новости компаний