Газета
 18 июня 2012, 13:20   629

Книга

Книга
Продукт: «Повесть о плуте и монахе» Автор: Илья Бояшов

 Бояшов хорош тем, что на примере одного-двух произведений можно говорить обо всем его творчестве. Это, конечно, не означает, что от книги к книге ничего не меняется, напротив: «Путь Мури», предположим, далеко не то же самое, что «Конунг», а «Танкист, или «Белый тигр'»» — явная противоположность последних его вещей. У читателя, взявшегося за прозу Бояшова, прежде всего, есть возможность оценить усилия по стилизации текста. Автор — преподаватель и поклонник отечественной истории (по большей части военной) — пишет о том, что едва ли могло случиться, но во что хочется верить. Его книги — сказы, повести, новеллы, как ни назови, — не то чтобы предлагают новую версию «временных лет», но призваны романтизировать (и ни в коем случае не осмеять) канувшую в Лету реальность.

Удивительно, кстати, что из всего написанного Бояшовым экранизирован оказался только «Танкист» (да настолько вкривь и вкось, что лучше бы этого вообще не случилось): его произведения невероятно достоверны и потому кинематографичны, а герои как бы предоставлены сами себе и могут независимо существовать как на бумаге, так и на пленке.
«Повесть о плуте и монахе» лишь слегка выбивается из общего ряда экспонатов этой камерной галереи. Простецкая и напевная манера повествования позаимствована Бояшовым из русского фольклора и умело использована для передачи притчевых мотивов сюжета.
Сюжет, как и полагается, не загроможден лишним: плут и монах с одинаковыми именами, но разными судьбами идут своими дорогами. Один ищет страну Веселию, другой — Святую Русь. Несомненно, что оба останутся ни с чем, но принимать такую развязку за пафосную мораль непростительно: ведь только в сказках все складывается как нельзя лучше, а вот в книгах Бояшова...
Поделиться:
Все новости компаний