Пермский уличный художник Александр Жунев опубликовал в своем «ЖЖ» запись, в которой обвиняет «варягов» (в частности руководящий состав Музея PERMM и ПЦРД) в попрании интересов местного культурного сообщества. Пост стал площадкой для обсуждения не только политики «приезжих» учреждений, но и традиционных теорий заговора о растрате бюджетных средств и предвзятости по отношению к пермским художникам. К полемике уже подключились директор ПЦРД Эркен Кагаров, фотограф Наталья Резник, предприниматель Андрей Агишев и художник Олег Иванов.
Началось все с того, что Александр Жунев (автор знаменитого «Есенина», «Солнечных часов» на площади Гайдара и других стрит-арт проектов) узнал о планах восстановить полюбившуюся пермякам фреску «Гомер» на торце здания по адресу: ул. Газеты «Звезда», 20. Во время подготовительного этапа фестиваля «Живая Пермь-2011» г-н Жунев подал заявку на оформление именно этой стены изображениями героев из кинофильма «Кин-дза-дза!» и слоганом: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет смысла». Заявка была отклонена, а сейчас стену планируют задействовать под другой проект.
По признанию Александра Жунева, такая ситуация — в порядке вещей. Ранее на пешеходной части улицы Пермской художнику приглянулся кусок стены, напоминающий шевелюру Виктора Цоя — из этого материала Жунев собирался сделать очередной арт-объект:
«В реализации мне было отказано.
Наиля (Аллахвердиева. — прим. ред.) сказала, что они будут рисовать на этой стене Гомера, поэтому она занята. Для подтверждения они даже на время загородили проход к стене забором (видимо, чтобы мы нелегально не нарисовали), потом этот забор убрали, Гомера решили рисовать на другом здании, которое я им раньше предлагал для своего рисунка».
Руководство паблик-арт программы Музея PERMM считает, что Жунев ищет заговор там, где его нет. Пресс-атташе паблик-арт программы Вячеслав Курицын дал свою оценку идеям Жунева: «Лично по моему мнению, проекты слабые. И не стоит забывать, что у программы есть свои приоритеты и цели. То, что этим целям не соответствует, отвергается — это нормальный процесс».
Вывод, который сделал Александр Жунев, был неоригинален, но суров: «Мне не нравится отношение Музея современного искусства, Пермского центра развития дизайна и всей этой компании во главе с Гельманом и Мильграмом к Перми и пермякам, к пермским художникам. Не нравится закрытость их решений и бюджетов. По-моему, им плевать на нашу историю и культуру, на историю конкретных зданий. Главное — «освоить» бюджет и сделать из этого самопиар».
Фреска под условным названием «Гомер» (автор — харьковский художник Роман Минин), напомним, ранее располагалась на здании 17-й гимназии, ныне пущенном под снос. В данный момент Музей PERMM подыскивает новую площадку для размещения нашумевшего изображения. В учреждении сообщают, что рассматривается несколько вариантов, например, строения на Ленина, 50 и, как уже было сказано, Газеты «Звезда», 20.
В разговоре с корреспондентом «bc» Александр Жунев рассказал, что не задумывался о возможности реализовать свои проекты нелегальным путем: «Непременно возникнут проблемы с владельцами зданий, да и технически это не так просто, — поделился художник. — Хочется сделать все как следует, но теперь мы лишены этой возможности.
Эркен Кагаров поспешил напомнить, что накладка во взаимодействии культутрегеров с Жуневым — исключение из правил: «Александр не раз сотрудничал с обеими институциями (ПЦРД и PERMM. — прим. ред.). В 2010 году в рамках паблик-арт программы PERMM пермский художник создал монументальную фреску «Пермский период», приуроченную к открытию палеонтологической выставки «Музей пермских древностей». Прошлым летом Александр стал победителем конкурса, который проводил ПЦРД, на дизайн площади Гайдара».
Жунев, однако, утверждает, что такого рода «подачками» его пытались задобрить и «заткнуть рот»: например, заняться «Солнечными часами» на площади Гайдара ему предложили после того, как жюри «Живой Перми» отклонило заявку художника на производство граффити на доме по ул. Газеты «Звезда». «А сейчас, когда стало понятно, что еще одна моя инициатива канула в Лету, мне предлагают сотрудничать с каким-то иностранным художником. Мне кажется, что таким образом меня пытаются утихомирить», — пожаловался художник.