Газета
  1. Газета
 14 мая 2012, 13:20  

В кабинет вернули кухню

Пермь научила, как уладить споры в общежитиях всей России.
В споре жильцов общежития по бульвару Гагарина, 36 в Перми сказал свое слово президиум Пермского краевого суда. Рассмотрев 27 апреля 2012 года жалобу истца Анатолия Долгих, кассационная инстанция признала за хозяевами комнат право общей долевой собственности на общую кухню, которая ранее была названа кабинетом и продана Лидии Корякиной. Ответчице запрещено владеть этим нежилым помещением, а краевому управлению Росреестра указано на основание внести запись о прекращении за Корякиной права собственности на спорный объект.
Построенное в 1985 году государством 15-этажное здание на бульваре Гагарина, 36 считалось тогда самым высоким жилым домом в Городских Горках. Став после приватизации частным владением, многоэтажка прославилась в 2012 году неслыханным для Перми спором. Несколько жильцов расположились в общей некогда кухне на 11-м этаже и объявили голодовку. Люди были недовольны тем, что у помещения площадью 13,4 кв. метра появилась единоличная хозяйка. Купив объект, обозначенный в документах как кабинет, Лидия Корякина намеревалась здесь жить.
В запутанной истории пришлось разбираться судам трех инстанций. Мотовилихинский районный суд 10 января 2012 года встал на сторону Анатолия Долгих и других хозяев жилых помещений — каждое общей площадью 24,5 кв. метра, состоящее из двух комнат, санузла, коридора и шкафа. Согласно документам кухни отсутствуют в их владениях. Поэтому истец Долгих и его соседи по общежитию, привлеченные по гражданскому делу в качестве третьих лиц, имеют право на пользование помещениями вспомогательного назначения — решил районный суд и удовлетворил требование о признании права общей долевой собственности на кухню всего 11-го этажа.
Апелляционная инстанция Пермского краевого суда 21 марта 2012 года пришла к противоположным выводам. Было установлено, что помещения гостиничного типа, расположенные на 11–15 этажах общежития, в 2007 году переоборудованы в жилые 1-комнатные квартиры. Необходимость в использовании кухонь общего пользования таким образом отпала. Кроме того, администрация Мотовилихинского района 8 апреля 2011 года распорядилась перевести нежилое помещение на 11-м этаже площадью 13,4 кв. метра в жилое. Отменив прежнее решение, апелляционная инстанция вынесла новое и отказала Долгих в удовлетворении иска.
Но кассационная жалоба истца нашла поддержку в президиуме Пермского краевого суда. Заново изучив доказательства, президиум обратил внимание на весьма значимые детали. На первоначальном поэтажном плане спорное помещение значилось как кухня, оборудованная плитами и мойкой. Однако 20 марта 2007 года запись в инвентарном деле о назначении помещения «кухня» была погашена и внесена запись «кабинет». Разрешения на переоборудование в инвентарных материалах нет. В представленных сторонами доказательствах отсутствует документ, что данное общежитие является домом квартирного типа с обустройством в квартирах вспомогательных помещений — кухонь. Не установлено наличие такого помещения и для вновь созданного жилого помещения, купленного ответчицей Корякиной. Поэтому кассационная инстанция 27 апреля 2012 года оставила в силе решение Мотовилихинского районного суда.

Источник в судейском сообществе Прикамья заметил, что президиум краевого суда вынес постановление с далеко идущими последствиями. Разбирательства всех подобных споров, а их в общежитиях предостаточно, теперь будут идти с оглядкой на созданный в Перми прецедент. «Не исключено, что для обобщения имеющейся в России практики это гражданское дело будет рассмотрено и Верховным судом РФ», — предположил собеседник Business Сlass. 

Все новости компаний