Газета
  1. Газета
 23 апреля 2012, 13:20   1074

Капитальный подход

Капитальный подход
Человеческий и социальный капитал становятся основными факторами роста для современных компаний. Политика развития «ЛУКОЙЛа» отвечает современным трендам и направлена на увеличение качества кадров и выстраивание прочных взаимосвязей с партнерами.
Отказавшись от узкой экономической тематики, VIII Пермский форум охватил целый спектр серьезных социальных вопросов. Одной из ключевых тем второго дня стала роль человеческого капитала как основного фактора развития экономики. Закономерно, что уже 8 лет подряд партнером Пермского форума выступает группа предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, отличающаяся высоким уровнем социальной ответственности и активной политикой развития кадрового потенциала. 
О значимости развития человеческого потенциала как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятой организации рассказал Сергей Бобылев, главный редактор Докладов 
ПРООН о развитии человеческого потенциала в РФ, профессор, доктор экономических наук МГУ им. М. В. Ломоносова. По его словам, главные проблемы сложившейся в России модели развития — это краткосрочный горизонт планирования и отсутствие стратегической составляющей. Их причина заключается в том, что ключевым показателем эффективности экономики до сих пор принято считать ВВП. «Рост ВВП не отражает реального состояния экономики и может маскировать социальную деградацию. Для регионов с высоким природным потенциалом рост ВВП часто связан со сверхэксплуатацией ресурсов», — подчеркнул Сергей Бобылев. Он также отметил, что обеспечить стабильное развитие экономики могут только качественные вложения в человеческий капитал, то есть знания, навыки и профессиональные компетенции людей.
Руководство пермского 
«ЛУКОЙЛа» соглашается: для развития нужны люди, способные генерировать и внедрять новые идеи. В ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» уверены, что сохранить и приумножить человеческий капитал компании можно только за счет реализации целого комплекса социальных программ.
На рост человеческого капитала в «ЛУКОЙЛе» направлена научно-техническая конференция молодых ученых компании, где заслушиваются лучшие доклады по совершенствованию производств, выпуску конкуренто­способной продукции, решению конкретных технических и организационных задач. Новые разработки не остаются на бумаге, а активно внедряются во всей компании. Для этого еще в 2008 году здесь запустили проект «Управление знаниями», цель которого — формирование общего «банка знаний» и создание мощного источника идей.
По мнению руководителя научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Ирины Стародубровской, отсутствие стратегической составляющей в планировании связано с тем, что сейчас перед российским обществом не стоят действительно серьезные вызовы. «Есть проблемы типа «из страны уезжает талантливая молодежь», но они не ощущаются так остро, потому что их последствия проявятся спустя какое-то время. Осознание важности подобных проблем нам не дает осознать мощный ресурсный потенциал», — отметила г-жа Стародубровская.
«ЛУКОЙЛ» напротив вполне отдает себе отчет в важности сохранения и привлечения молодых специалистов. Молодежь — в сфере особого внимания и заботы компании. Диалог с потенциальными работниками начинают со школьной скамьи. К примеру, сотрудники «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» совместно с преподавателями Пермского национального исследовательского политехнического университета ежегодно проводят традиционные профориентационные встречи со старшеклассниками. На них в общей сложности собирается около тысячи потенциальных работников нефтяной индустрии. Задуматься ребятам есть над чем: более 10 лет нефтяники и вуз совместно воспитывают молодые кадры для нефтяной отрасли. Такой тандем дает путевки в жизнь сотням талантливых молодых специалистов, умеющих и знающих, как внести свой вклад в развитие отрасли. Наиболее ярким и перспективным будущим абитуриентам компания может предложить заключить целевой договор с компенсацией стоимости обучения в 50 %. Кроме того, уже в вузе ежегодно более 20 студентов за хорошую учебу получают от благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» именные стипендии размером до 15 тыс. рублей. Отличников после третьего и четвертого курса принимают и на оплачиваемую практику.
Ежегодно на работу только в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» приходит порядка 40 молодых специалистов. Но цифру надо умножать в разы, если учесть, что на территории Пермского края работает 19 предприятий Группы «ЛУКОЙЛ». Общая численность основных коллективов 
«ЛУКОЙЛа» в Пермском крае — около 20 тысяч человек. А в целом нефтяной комплекс обеспечивает стабильной работой порядка 30 тысяч жителей края, которые трудятся в подрядных и сервисных организациях нефтяников.
Другой важной темой, поднятой на VIII Пермском форуме, стал социальный капитал, то есть эффективность связей и взаимодействий между различными субъектами экономики. Заведующий научно-учебной лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ Леонид Полищук в своем выступлении подчеркнул: «Если в XX веке доминировала идея о том, что для роста экономики необходимы ресурсы, то сейчас стало понятно, что заставить ресурсы качественно работать могут только эффективные социальные институты».
Примером качественного социального капитала компании «ЛУКОЙЛ» является сотрудничество с различными организациями Пермского края. Предприятия «ЛУКОЙЛа» регулярно размещают заказы на услуги и оборудование на территории Прикамья, тем самым обеспечивая работой местных производителей, а значит и жителей. К примеру, в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ» постоянно ищут и внедряют самые современные разработки и технологии. И в первую очередь, поиск инновационных решений ведется на предприятиях Пермского края. Если соотношение цена-качество оказывается в пользу региональных производителей, то нет смысла вкладывать деньги в иногородние или иностранные фирмы, считает руководство предприятия.
Заботятся в «ЛУКОЙЛе» и о жителях территорий присутствия. Одно из ярких доказательств — десятки новых социальных объектов, которые каждый год появляются благодаря реализации Соглашения о сотрудничестве между ОАО «ЛУКОЙЛ» и Пермским краем. Как итог эффективного взаимодействия с властями — новые школы, детские сады, больницы, ремонт действующего фонда социальных учреждений, отреставрированные культурные и духовные ценности. В 2006–2011 гг. в рамках исполнения Соглашения о сотрудничестве между Пермским крем и ОАО «ЛУКОЙЛ» на софинансирование социальных проектов в муниципалитеты региона направлено порядка 4 млрд 800 млн рублей. 
Одним из основных и наиболее важных факторов, способствующих развитию человеческого капитала, по мнению участников Пермского форума, является качество жизни и социальная защищенность. В компании «ЛУКОЙЛ» делают все возможное, чтобы обеспечить своим сотрудникам достойный уровень жизни. Один из девизов Компании «Не люди для нефти, а нефть для людей!» подтверждается условиями Коллективного договора, которым предусмотрен широкий социальный пакет. Заработная плата сотрудников ежегодно индексируется, а в благодарность за выполнение производственных показателей работникам начисляются ежемесячные премии. Лукойловцы могут рассчитывать и на получение бесплатной ссуды на покупку жилья. Одной из приоритетных и долгосрочных является Программа охраны здоровья работников: компания компенсирует затраты на санаторно-курортное лечение более чем на 80 % 1 раз в два года. Отдельная программа есть и для поддержки молодежи: каждый новичок получает солидные «подъемные» — единовременную материальную помощь. Не забывает ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и о своих ветеранах и пенсионерах: компенсирует расходы на лекарства, оказывает ежемесячную материальную помощь, оплачивает курс оздоровительных процедур в местных санаториях. В целом, только на выполнение Коллективного договора ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в 2012 году планирует затратить порядка 420 миллионов рублей, что на 5 % больше прошлогоднего показателя.

Все это обеспечивает высокий уровень лояльности сотрудников компании и позволяет ЛУКОЙЛу выходить на новые уровни развития. Андрей Яковлев, Директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, отметил, что лояльность сотрудников и их доверие к своей компании являются одной из главных движущих сил экономического роста. «В ходе исследований НИУ ВШЭ на уровне социального моделирования было доказано, что доверительные отношения и кооперативное поведение повышают эффективность, обеспечивают рост уровня жизни и всеобщего благосостояния», — резюмировал г-н Яковлев. 

Поделиться:
Все новости компаний